В правительстве Германии подтвердили получение иска от «Роснефти»
Компания оспаривает экспроприацию активов на $7 млрд, полагают экспертыМинистерство экономики и защиты климата Германии приняло к сведению иск «Роснефти» к правительству страны. Об этом заявил Reuters 14 октября пресс-секретарь министерства. Иск был подан после того, как 16 сентября правительство ФРГ передало две «дочки» «Роснефти» в доверительное управление Федеральному сетевому агентству (Bundesnetzagentur) Германии.
В минэкономики ФРГ заявили, что доверительное управление было введено в соответствии с законом об энергетической безопасности. «Причиной этого является угроза работе энергоснабжения и надвигающееся ухудшение безопасности поставок», – сказал представитель ведомства информагентству.
Газета Handelsblatt 13 октября сообщила со ссылкой на юридическую компанию Malmendier, представляющую интересы «Роснефти», что иск подан в тот же день в федеральный административный суд в Лейпциге. Истец считает, что действия властей ФРГ «не имеют юридического обоснования, потому что компания продолжает поставлять нефть в Германию, несмотря на геополитическую обстановку».
«Ведомости» направили запросы в «Роснефть» и в минэкономики ФРГ.
Под доверительное управление немецкого регулятора были переданы Rosneft Deutschland GmbH (RDG) и RN Refining & Marketing GmbH (RNRM). Управляющим директором обеих дочерних компаний «Роснефти» назначили партнера юридической фирмы Brinkmann & Partners Кристофа Моргена.
Немецкие «дочки» «Роснефти» владеют контрольным пакетом акций в крупном нефтеперерабатывающем заводе PCK Schwedt (54,17%), а также долями в НПЗ MiRo (24%) и Bayernoil (28,57%). На эти предприятия приходится около 12% нефтепереработки в стране, что делает «Роснефть» одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Германии, отмечали ранее в министерстве экономики ФРГ. Источник «Ведомостей» в консалтинговой компании оценивает стоимость активов «Роснефти» в Германии в сумму более $7 млрд «с учетом нынешней маржинальности переработки».
В министерстве объяснили свое решение тем, что работа НПЗ оказалась под угрозой: «Поставщики, страховые и IT-компании, банки и клиенты больше не хотят работать с «Роснефтью», – сообщали в ведомстве. В ответ на действия властей Германии «Роснефть» заявила, что передача активов в доверительное управление Bundesnetzagentur фактически «означает безвозвратную утерю активов» и что компания будет прорабатывать «все способы защиты» акционеров, в том числе в суде.
В российской компании подчеркивали, что из-за смены руководителей RDG и RNRM и появления форс-мажорных обстоятельств необходимо переподписать внутрикорпоративный контракт «Роснефти» с новым управляющим директором.
4,6 млрд евро
инвестировала «Роснефть» в проекты по нефтепереработке в ФРГ, сообщала в сентябре компания. В 2011 г. «Роснефть» выкупила у венесуэльской PDVSA 50% в немецком нефтеперерабатывающем активе Ruhr Oel GmbH, которому принадлежали в том числе 25% акций MiRO, 25% в Bayernoil и 37,5% в PCK Schwedt. Сделка оценивалась в $1,6 млрд. Оставшиеся 50% компании принадлежали британской BP. Затем в 2015 г. «Роснефть» выкупила долю Total в PCK (16,7%) за $300 млн. В 2017 г. в рамках расформирования Ruhr Oel GmbH «Роснефть» увеличила свои доли в заводах: доля в Bayernoil выросла с 12,5 до 25%, в MiRO – с 12 до 24%, а в PCK – с 35,42 до 54,17%. Сумма этой сделки составляла $1,52 млрд. В 2021 г. российская компания сообщила, что выкупит долю Shell в PCK (37,5%), в результате чего пакет «Роснефти» вырос бы до 91,67%. Власти ФРГ одобрили сделку (ее сумма не называлась), но она так и не была закрыта.
Весной 2022 г. в похожей ситуации в ФРГ оказался «Газпром», который также лишился активов в этой стране. 31 марта компания прекратила участие в холдинге Gazprom Germania GmbH и всех его активах на фоне сообщений об их возможной национализации. В апреле Федеральное сетевое агентство ФРГ взяло «дочки» «Газпрома» под внешнее управление «на фоне обострения политической ситуации и усиления энергетического кризиса». В ответ на эти действия в начале мая правительство России ввело контрсанкции в отношении бывших немецких активов «Газпрома».
«Ведомости» направили в пресс-службу правительства РФ запрос, будет ли подобное решение принято также и в отношении активов «Роснефти».
По мнению управляющего партнера Enterprise Legal Solutions Юрия Федюкина, ключевым требованием «Роснефти» в суде с учетом выбора суда и ответчика, скорее всего, будет признание необоснованным соответствующего решения властей ФРГ. Юрист обратил внимание, что административный суд, в который «Роснефть» подала иск, рассматривает не вопросы, связанные с решениями органов госвласти, а публично-правовые споры и конституционно-правовые вопросы.
«Для того чтобы вернуть контроль над активами, истцу нужно доказать отсутствие основания для передачи контроля над имуществом третьему лицу, – поясняет он. – Для этого необходимо предъявить суду документы, доказывающие исполнение обязательств по контрактам в прошлом и настоящем. А также указать, что в контракте есть положения, гарантирующие его добросовестное исполнение в будущем».
«Контрсанкции России в отношении немецких «дочек» «Роснефти» стали бы основанием для разрыва контракта и прекращения поставок нефти в ФРГ», – отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но пока нет такого указания от правительства России, по его мнению, поставки нефти на НПЗ будут продолжаться. При этом компании нет смысла отказываться от активов в ФРГ добровольно, считает он.