Операторы грузовых вагонов просят не вводить тотальную слежку за контейнерами

Создание такой системы может обойтись в 2–3 млрд рублей
Точное число контейнеров в России неизвестно
Точное число контейнеров в России неизвестно / Андрей Гордеев / Ведомости

Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) просит подведомственный Минтрансу Росжелдор не вводить пономерной учет контейнеров. Об этом рассказали «Ведомостям» четыре источника в операторских компаниях, входящих в организацию.

Один из них уточняет, что в марте 2022 г. СОЖТ участвовал в разработке и обсуждении проекта приказа Росжелдора по введению пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Там члены союза «заявили об отсутствии необходимости введения таких правил» для контейнеров. Мнение союза было учтено: приказ, принятый 14 апреля, не содержит положений о пономерном учете. Но уже в сентябре Росжелдор вновь запросил позицию членов СОЖТ о целесообразности такого учета, утверждают источники «Ведомостей».

Пономерной учет контейнеров позволит получить статистические данные по аналогии с системой учета парка вагонов. Сейчас контейнер привязан к платформе и не учитывается в информационной госсистеме, ей известно только, сколько TEU (эквивалент 20-футового контейнера) грузов едет на платформе, но не параметры тары. Пономерной учет накладывает на перевозчиков обязанность по сбору сведений о состоянии, передаче другому лицу, смене арендатора, списании подвижного состава, а также по введению этой информации в Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Каждая единица подвижного состава на путях общего пользования должна быть внесена в картотеку железнодорожной администрации. Затем данные передаются в информационный вычислительный центр РЖД для формирования автоматизированного банка данных парка. Для регистрации вагона собственник или арендатор направляет заявление в территориальный орган Росжелдора.

Сейчас, по словам собеседника «Ведомостей», знакомого с движением инициативы, активной работы над актом Росжелдора по контейнерному учету не ведется, но «продолжается сбор мнений и необходимая оценка воздействия» на рынок.

По словам другого источника, операторы грузовых вагонов в ответе Росжелдору снова выступили против. Они аргументируют это тем, что затраты на создание системы учета лягут в первую очередь на собственников парка, поясняет он. Собеседник полагает, что вырастут и бюджетные расходы – например, на закупку серверов для хранения данных.

Точное число контейнеров в России не известно. Крупнейшими железнодорожными контейнерными операторами являются «Трансконтейнер» (входит в ГК «Дело») с парком более 167 000 ТEU и Fesco со 110 000 TEU.

Директор по техразвитию «Трансконтейнера» Сергей Гончаров сказал «Ведомостям», что компания считает нецелесообразным пономерной учет контейнеров. Не ясно, как Росжелдор будет осуществлять весь необходимый для этого функционал, говорит он.

Если такой учет нужен для идентификации собственника, то необходимо учитывать, что в стране курсируют и контейнеры зарубежных компаний, которые в российских системах не отображаются, указывает источник в операторской компании.

Сколько грузов возят в контейнерах

В 2022 г. РЖД планирует перевезти не менее 6,3 млн TEU, что на 3% меньше, чем было в предыдущем году. В январе – сентябре по сети РЖД прошло 4,8 млн TEU (рост год к году на 0,5%), внутрироссийские перевозки в контейнерах выросли на 3,6%, импортные – на 13,5%, экспортные снизились на 3,5%, а транзитные – на 17,6%. По итогам года погрузка всех видов грузов на сети РЖД, по прогнозу компании, сократится на 5% до 1,22 млрд т.

Отслеживание и фиксирование номеров контейнеров, дислоцированных в России, возможно с помощью информсистем РЖД. Некоторые операторы, например «Трансконтейнер», сами следят за своими контейнерами на территории РФ. Но эти базы никак не синхронизированы и не унифицированы.

Зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин подчеркивает, что в мировой практике опыта такого контроля за контейнерами нет. Он добавил, что контейнеры используются на железнодорожном, автомобильном и речном транспорте и любой контейнер может уйти с железной дороги «и не возвращаться туда десятилетиями».

По словам источника в логистической компании, пономерной учет может быть интересен, например, собственникам терминалов, «чтобы увидеть контейнер, который заехал на площадку, экспедитор потом о нем «забыл» и контейнер теперь простаивает». В Ассоциации морских торговых портов от комментариев отказались.

Управляющий партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин уточнил, что контейнер – это движимое имущество (кроме блок-контейнеров), поэтому собственник может продавать, дарить, передавать его по договору аренды. «На практике контейнеры могут менять десятки арендаторов и даже сдаваться в субаренду. Собственник может и не знать, где его контейнер используется», – пояснил юрист.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров сказал, что пономерной учет обеспечит государству понимание того, хватает ли в стране контейнеров, и поможет сбалансировать меры господдержки. Например, сейчас беспошлинный импорт контейнеров из Китая негативно влияет на отечественных производителей, пояснил он.

По словам директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, пономерной учет позволяет оперативно находить брошенные вагоны и принимать меры к их уборке с путей. Внедрение таких правил для контейнеров, по его мнению, «было бы неплохой идеей», если бы не их количество. Объем бумажной и электронной работы грозит новыми проблемами, считает он. Бурмистров согласен, что сейчас любая дополнительная нагрузка на логистику и российских экспортеров и импортеров «может оказаться критической».

По оценкам Гришунина, стоимость полноценной системы учета контейнеров обойдется в 2–3 млрд руб. Источником средств, по его мнению, может стать федеральный бюджет, а окупаемость системы обеспечат через штрафы за несвоевременный возврат контейнеров в оборот либо за их нецелевое использование.

В Минтрансе вопросы перенаправили в Росжелдор, там на них не ответили. «Ведомости» также направили запросы в СОЖТ и РЖД.