Киносети и продюсеры попросили Мишустина не вводить принудительные лицензии на контент
Это может затруднить их работу по продвижению российского кино за рубежомКрупнейшие участники киновидеорынка направили премьеру Михаилу Мишустину обращение, в котором выступили против законопроекта о принудительной лицензии на контент. «Ведомости» ознакомились с копией письма. Подлинность документа и направление его премьеру подтвердили «Ведомостям» гендиректор объединенной киносети «Синема парк» и «Формула кино» Алексей Васясин, гендиректор «МТС медиа» Игорь Мишин, гендиректор видеосервиса Start Дмитрий Гудумак, подписавшие это обращение.
В числе подписавших письмо были крупнейшие киносети, в частности «Синема парк» и «Формула кино» (№ 1, управляет 76 кинотеатрами на 574 кинозала – здесь и далее данные исследовательской компании «Невафильм Research»), «Каро» (№ 3 – 35 кинотеатров на 246 кинозалов) и «Синема стар» (№ 8 – 24 кинотеатра на 133 кинозала). Его также подписали видеосервис Start, «МТС медиа» (управляет онлайн-кинотеатром Kion) и Ассоциация продюсеров кино и телевидения (объединяет 41 российскую продюсерскую компанию).
После начала СВО о приостановке или полном уходе из России заявили голливудские студии Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount. В марте они перестали выпускать свои киноновинки в российском прокате. Сборы кинотеатров, львиную долю которых ранее давал Голливуд, рухнули. В сентябре бокс-офис страны незначительно превысил 1 млрд руб., что на 70% меньше, чем в том же месяце 2021 г., следует из данных отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика».
Некоторые российские кинотеатры показывают сейчас нелегальные копии американских новинок. В библиотеках российских видеосервисов мейджорский контент в основном пока доступен. Как поясняли ранее «Ведомостям» топ-менеджеры двух крупных видеосервисов, сделки по библиотечному контенту мейджоров по договоренностям с ними сохраняются до окончания срока контрактов.
Законопроект о принудительной лицензии внес в августе депутат от «Справедливой России» Дмитрий Кузнецов. Согласно предлагаемым изменениям в часть четвертую Гражданского кодекса, принудительную лицензию предлагается распространить на кино, музыкальные и литературные произведения, компьютерные программы и т. д., если такие произведения были созданы компаниями из недружественных стран. Принудительный порядок можно вводить, если данный контент не используется в России или отозван правообладателем.
Согласно законопроекту, получить принудительную лицензию можно будет через суд. Причем, туда в первом случае должен обращаться не сам российский лицензиат, а общества коллективного управления правами (ОКУПы). Они же впоследствии будут выдавать сублицензии любому обратившемуся. Сейчас в России действуют аккредитованные государством ОКУПы – Российское авторское общество и Всероссийская организация интеллектуальной собственности.
Законопроект Кузнецова уже критиковал ряд профессиональных объединений – Ассоциация интернет-видео (объединяет видеосервисы), Российский книжный союз, Медиа-коммуникационный союз (объединяет телехолдинги и телекомоператоров) и т. д. После этого депутат заявил, что рассматривает возможность переработки законопроекта. Как сообщил Кузнецов отраслевому изданию Sostav.ru, он планирует оставить в нем получение через суд лицензии на аудиовизуальный контент только офлайн-кинотеатрам. Пока в документ никаких изменений не вносилось, убедился корреспондент «Ведомостей».
В обращении к Мишустину отмечено, что в законопроекте Кузнецова не говорится о том, как потенциальные пользователи будут получать исходные материалы для его фактической реализации. К примеру, чтобы технически выпустить фильм в прокат, правообладатель отгружает на серверы кинотеатра DСP (Digital Cinema Package, «цифровой кинопакет») и предоставляет цифровой ключ, необходимый для воспроизведения.
«Очевидно, что, поскольку правообладатели исходные материалы предоставлять не будут, потенциальному пользователю ничего не останется, как получать доступ к контенту нелегальным способом. Другими словами, такой пользователь, несмотря на полученную лицензию, с точки зрения российского законодательства все равно становится нарушителем исключительных прав», – говорится в письме премьеру.
Результатом этого, как отмечают авторы обращения, станет расцвет пиратства и отказ зрителей от легального контента. Они уверены, что процедура получения лицензии через суд займет время, за которое основная масса зрителей уже посмотрит фильм либо на легальных зарубежных площадках, либо у пиратов. В таком случае вряд ли стоит рассчитывать на получение значимых доходов от кинотеатрального проката, говорится в письме. Пиратство получит импульс развития и нанесет тяжкий урон индустрии легальных российских видеосервисов. А именно онлайн-платформы в последние годы все активнее финансируют производство отечественных сериалов и фильмов.
«Для российских продюсеров упадок онлайн-кинотеатров и хаос в кинотеатральной сфере, а также дополнительные трудности в продажах своего контента за рубеж означают резкое снижение возможностей для производства качественного контента», – резюмируют авторы обращения.
«Ведомости» направили запрос в аппарат Мишустина.
Принудительная лицензия создаст сложности как с дистрибуцией российского контента за рубежом, так и с получением лицензий правообладателей даже из дружественных стран, считают эксперты и участники рынка.
К примеру, если российский кинодистрибутор работал сначала по контракту с западным мейджором, а затем воспользовался принудительной лицензией на получение его контента, то в другой юрисдикции это может быть воспринято как незаконное присвоение чужой интеллектуальной собственности, говорит директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин. Он поясняет, что в этом случае по решению зарубежного суда у ответчика может не быть никакого имущества для взыскания на территории этой страны, но «если компания в перспективе совершит сделку по продаже на этой территории интеллектуальной собственности, их могут изъять в пользу заявителя».
Принудительное лицензирование создает угрозу установления отношений с новыми рынками и поставщиками контента, считает Мишин из «МТС медиа». «Мы активно начинаем сейчас налаживать связи с компаниями Юго-Восточной Азии, Востока и Латинской Америки. Правообладатели из этих стран, поняв, что в России, по сути, узаконено пиратство, будут иметь гораздо меньше желания и мотивов договариваться с нами о реализации совместных проектов», – говорит он.
Важно сохранить партнерские отношения с теми иностранными дистрибуторами, которые сейчас поставляют в Россию контент, на сегодня это около 30% сборов киносетей, добавляет президент «Каро» Ольга Зинякова: «Текущая ситуация исключительна и требует исключительных мер. Но, на наш взгляд, иных, нежели в законопроекте».
Кроме того, как считает Мишин, рано или поздно мейджоры начнут возвращаться в Россию (первые признаки этого уже есть) и, если к этому моменту будет реализована схема с принудительным лицензированием, вряд ли это поможет: «В таком случае мейджорам надо будет иметь дело с компаниями, которые какое-то время пиратили их контент».