Комиссия при Минпромторге обязала Wildberries отчитаться за штрафы
Продавцы платформы пожаловались на взыскания, выписанные непонятно за чтоМаркетплейс Wildberries до конца октября 2022 г. должен начать детализировать штрафы, начисленные продавцам платформы за нарушения при складировании товаров. Такое решение вынесла комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле, учрежденная летом Минпромторгом. Информация об этом содержится в протоколе по итогам сентябрьского заседания комиссии. Копия документа есть в распоряжении «Ведомостей». Его подлинность подтвердил представитель министерства.
Комиссия была образована приказом Минпромторга, в нее также входят представители ФАС, профильных ассоциаций (например, Ассоциации компаний интернет-торговли, АКИТ) и участников рынка – Ozon, Wildberries, «Яндекса» и др. Комиссия разбирает обращения о конфликтных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях маркетплейсов между собой, а также с продавцами платформ и др.
«На заседании комиссии были обозначены проблемы поставщиков в части отсутствия обоснования при начислении ООО «Вайлдберриз» штрафов», – заявил «Ведомостям» представитель Минпромторга. Он подтвердил, что компании дан срок до конца октября на выполнение поручения отчитаться о системе штрафов. На данный момент официального письма от Wildberries о его выполнении в Минпромторг не поступало, добавил собеседник.
Представитель Wildberries отказался комментировать информацию о протоколе, но подтвердил, что компания работает над устранением проблемы. «Совершенствуем сервисы в соответствии с графиком», – отметил он.
Поручение ритейлеру о детализации системы штрафов было принято в связи с поступлением в комиссию жалоб от продавцов различных маркетплейсов. Такую жалобу любой продавец может оставить на сайте АКИТ. Порядка 85% жалоб касалось именно непрозрачности системы на платформе Wildberries, пояснил «Ведомостям» источник, присутствовавший на заседании комиссии.
Всего комиссия при Минпромторге получила 110 обращений от 66 поставщиков. «Общая сумма потенциального ущерба, по оценкам поставщиков, составила 117 млн руб., при этом не все обращения рассматриваются маркетплейсами в срок», – отмечается в протоколе заседания комиссии.
По словам одного из участников заседания, в целом маркетплейсы вправе устанавливать штрафы для продавцов, если те нарушают оферту в части хранения товаров, например «оговаривают заранее хранение одного объема товаров, а привозят в три раза больше, так что маркетплейс вынужден перераспределять мощности складов». «Но у Wildberries этот механизм, как считают участники рынка, не выглядит прозрачным, – продолжает он. – По итогам месяца Wildberries выставляет штрафы продавцам, не прописывая детально, за что именно». И с учетом положения Wildberries как одного из крупнейших маркетплейсов небольшим продавцам приходится с этим мириться, сетует он.
Конечно, если поставщик не согласен с выставленным счетом, он вправе обратиться в суд, но речь часто идет о небольших компаниях и ИП, для которых судебные издержки неподъемны, и им проще переложить штрафы от маркетплейса на конечного покупателя товара, поясняет собеседник «Ведомостей». «Поэтому, если продавцам удастся добиться от Wildberries прозрачности в системе выставления штрафов, это позволит им на 15% снизить цены на свои товары на платформе», – считает он.
У Ozon в принципе нет системы штрафов для поставщиков, утверждает его представитель. «Если продавец привезет на склад поставку больше, чем планировал, то Ozon примет бесплатно 50 единиц товара. Размещение товара на складе тоже не подразумевает штрафов», — отметил собеседник.
Но Ozon берет дополнительные деньги за просрочку размещения товаров на складах, что в какой-то степени и является штрафной санкцией, обращает внимание собеседник «Ведомостей» в профильной ассоциации. Эту информацию подтверждает и представитель маркетплейса: «Ozon тарифицирует каждый день нахождения товара на полках складов».
«Одна из основных проблем взаимоотношений продавцов и маркетплейсов сегодня заключается в том, что у продавца нет той рыночной силы, которая есть у маркетплейса, являющегося посредником между ним и покупателем. Поэтому продавцу часто приходится принимать условия маркетплейса. В то же время для предпринимателей сегодня особенно важно сокращать издержки, которые складываются из пропажи товара на маркетплейсах, непредсказуемых штрафов, частой смены тарифной политики», – сообщил «Ведомостям» зампред комиссии при Минпромторге, вице-президент Всероссийской общественной организации «Опора России» Алексей Кожевников.
Проблема с непрозрачными штрафами для поставщиков действительно есть на рынке, подтверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. Такая проблема актуальна именно для небольших продавцов, тогда как отношения крупных брендов – как с платформами в онлайне, так и с сетями в офлайне – выстраиваются уже по другим схемам, добавляет исполнительный директор ассоциации крупных производителей товаров «Русбренд» Алексей Поповичев. Для крупных контрагентов более актуальна тема контрафактной продукции на интернет-платформах, добавил он.
Работа комиссии при Минпромторге призвана на основе саморегулирования устранить подобного рода противоречия, считает Иванов. Но основную роль в комиссии играют именно маркетплейсы, а не небольшие поставщики и, скорее всего, Минпромторгу все же придется рано или поздно прийти к законодательному регулированию этого сегмента, говорит он. «По совершенно объективным причинам часть маркетплейсов будут уходить в отрыв, доля других на рынке будет снижаться, понятно, что в обозримом будущем мы будем иметь дело с монопольным положением отдельных маркетплейсов», – считает эксперт. Поэтому взаимодействие небольших поставщиков и маркетплейсов, видимо, будет урегулировано законодательно. «Это будет большой скандал, это будет плохо для отрасли, но другого пути, скорее всего, не будет», – резюмировал Иванов.