Российский маркетплейс по продаже цветов Flowwow планирует выйти на рынок Британии
Инвестиции в недружественные страны сейчас крайне рискованны, предупреждают экспертыМаркетплейс Flowwow инвестирует $6 млн в развитие бизнеса в Великобритании. Об этом «Ведомостями» рассказал представитель компании. По его словам, эти средства пойдут на привлечение магазинов-партнеров, наем сотрудников и маркетинг. Как и в России, на новом рынке компания планирует сотрудничать с небольшими местными брендами категории срезанных цветов и комнатных растений, кондитерских изделий, декора, косметики, украшений и проч., говорит он. О планах маркетплейса выйти на рынок Великобритании знает и один из его партнеров.
Flowwow был основан в 2014 г. екатеринбуржцами Андреем Макеевым, Вячеславом Богданом и Артемом Гамбицким. Выручка российского юрлица ООО «Флаувау», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2021 г. составила 602,1 млн руб., чистый убыток – 6,8 млн руб., который, по данным представителя компании, был вызван перерасходом бюджета на рекламу и выросшим фондом оплаты труда в связи с расширением штата. Помимо России Flowwow работает в странах СНГ и Прибалтики. Компания объявляла о планах развития на Ближнем Востоке, в странах Северной Африки, а также в Бразилии.
Британский рынок электронной торговли считается одним из самых привлекательных в мире, говорит генеральный директор и сооснователь Flowwow Вячеслав Богдан. По его словам, несмотря на присутствие там таких крупных компаний, как Amazon и eBay, за которыми следуют Etsy и Wayfair, спрос на уникальные товары остается стабильно высоким, а это открывает возможности для развития таким маркетплейсам, как Flowwow. Опрошенные «Ведомостями» эксперты более сдержанны в оценках экспансии маркетплейса на рынок Великобритании.
Отношение к российским компаниям в текущей ситуации во многих странах, к сожалению, неоднозначное, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он напоминает, что, к примеру, дочерним компаниям «Яндекса» пришлось закрыть экспресс-доставку в Лондоне. А основатели сервиса доставки продуктов «Самокат» свернули аналогичный проект Buyk в США. Возможно, Flowwow потребуется разработка другого бренда для европейского рынка, считает Бурмистров.
Операционный директор Flowwow Вера Моденова признает, что после 24 февраля с работой за рубежом у компании начались сложности. В частности, эстонский банк закрыл счет компании в этой стране. Чтобы продолжать работу с зарубежными партнерами, компания учредила юрлицо в Венгрии. На англоязычном сайте маркетплейса компания действительно позиционирует себя как «зарегистрированная в Венгрии», убедились «Ведомости».
Топ-менеджер крупной российской венчурной компании считает идею Flowwow выйти на рынок Великобритании бесперспективной. Но он связывает это не со страной происхождения сервиса, а с общей экономической ситуацией в Соединенном Королевстве. Инфляция там растет самыми высокими темпами за последние 40 лет, сообщала местная Национальная статистическая служба. А банк Goldman Sachs предупреждал, что в следующем году она составит рекордные 22%. На этом фоне сейчас там не до цветов, говорит собеседник «Ведомостей». Тем не менее Бурмистров считает, что бизнес-модель маркетплейса с ориентацией на небольших локальных продавцов может эффективно работать в Великобритании. Но оговаривается, что эффективней она была бы в странах, которые не ввели санкции в отношении России (ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Израиль и др.).