Экспорт черных металлов по железной дороге в сентябре упал на 43%

РЖД не может договориться с металлургами по скидкам под гарантии перевозок
Для решения проблемы РЖД готова предоставлять скидки металлургам, но только при гарантированных объемах перевозок
Для решения проблемы РЖД готова предоставлять скидки металлургам, но только при гарантированных объемах перевозок / Максим Стулов / Ведомости

Погрузка черных металлов на экспорт по итогам сентября 2022 г. на сети «Российские железные дороги» (РЖД) упала на 43% к аналогичному месяцу прошлого года до 1,34 млн т. Об этом 3 октября сообщил журналистам замгендиректора монополии Алексей Шило. Снижение за девять месяцев 2022 г. составило 14%, было перевезено 19 млн т.

По словам топ-менеджера, падение связано «с санкционным давлением на металлургические компании и их владельцев». В сентябре ситуация усугубилась на фоне снижения отгрузок в восточном направлении. Это связано с тем, что цены на продукцию не позволяют покрывать транспортные затраты, особенно на дальние расстояния (более 9000 км), пояснил Шило.

Цены на стальной прокат с базисом поставки FOB Китай по состоянию на 3 октября упали на 23% до $578/т по сравнению с началом года, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). В I квартале цены росли, достигнув 14 марта $940/ т против $750/т в начале января. Но с середины марта цена снизилась почти на 40%.

По предприятиям «Русской стали» (лобби крупных предприятий черной металлургии) в последние месяцы были прецеденты отрицательной рентабельности на экспортных направлениях, по некоторым поставкам показатель доходил до минус 49%, рассказал «Ведомостям» источник в одной из металлургических компаний. По его словам, транспортная составляющая в экспорте металлов в последнее время выросла до 15–20% в себестоимости, обычно эта доля не превышает 10%. Железнодорожный тариф в ней достигает 60%. «Доля транспортной составляющей в перевозках на восточном направлении выросла до 30%. Это критические значения для отрасли», – утверждает собеседник.

Сколько погрузили на железную дорогу

По оперативным данным РЖД, погрузка на сети в сентябре 2022 г. составила 100,8 млн т (-5,3% в годовом выражении). Объем внутрироссийских перевозок увеличился на 3,6%, рост зафиксирован по всей номенклатуре. В частности, погрузка удобрений внутри страны выросла на 27,6%, а черных металлов – на 15,7%. Экспорт в сентябре, напротив, упал к сентябрю прошлого года на 20,2%. Погрузка каменного угля – на 17,1%, нефтепродуктов – на 4%, удобрений – на 27,5%, черных металлов – на 42,7%.Погрузка за январь – сентябрь 2022 г. составила 921,2 млн т (-3,6%). По итогам 2022 г. РЖД ожидает сокращения погрузки во всех видах сообщения на 5%.

Для решения проблемы РЖД готова предоставлять скидки металлургам, но только при гарантированных объемах перевозок, подчеркнул Шило. Он пояснил, что неготовность компаний дать эти гарантии и является основным сдерживающим фактором для принятия решений о скидках. По словам топ-менеджера, холдинг получил соответствующие предложения от пяти металлургических компаний (от кого именно, он не уточнил). По одному из них было решено предоставить скидки на перевозку сырья для предприятий Юго-Восточной железной дороги через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). «Сейчас ведутся финальные согласования в части гарантий подтверждения объемов», – добавил Шило.

Опрошенные «Ведомостями» металлурги ожидаемо поддерживают готовность РЖД договариваться с целью снизить транспортную составляющую в цене товара, но считают «более целесообразным» предоставлять скидки сразу по всем направлениям (Восток, Северо-Запад, АЧБ). Это, по их мнению, позволит грузоотправителям «при наличии проблем балансировать грузопотоки и снимать их с лимитирующих направлений» – например, восточного. «Если скидки не предоставить в ближайшие месяцы, то объемы экспорта будут снижаться и дальше, о чем «Русская сталь» предупреждала и РЖД, и правительство», – сказал «Ведомостям» источник в металлургической компании.

Металлурги просили снизить тарифы РЖД или отменить экспортные и другие надбавки еще в июле. Тогда глава «Русской стали» и совладелец «Северстали» Алексей Мордашов написал письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову о «критической ситуации с экспортом металлопродукции из-за роста стоимости перевозок» («Ведомости» писали об этом 2 августа).

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что инструмент, который предлагает РЖД, «едва ли применим для металлургических предприятий», потому что они находятся в стадии борьбы за зарубежные рынки, в частности азиатские, где конкуренция значительно жестче, чем в Европе и США. «При выходе на новые рынки металлургам крайне сложно гарантировать объемы», – пояснил он. С учетом ограниченности инфраструктуры на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) у монополии отсутствуют возможности компенсировать потери II и III кварталов в части перевозок металла, говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. У металлургов было небольшое оживление во II квартале за счет отмены правил недискриминационного доступа (ПНД), но с июля углю снова отдают приоритет, напоминает он.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что наиболее реалистичный сценарий – предоставление скидки под общий гарантированный объем вне зависимости от направления перевозки. Речь вряд ли будет идти о скидках больше 15%, но даже этот уровень сегодня – «хорошее подспорье для отечественных сталеваров», добавил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По оценкам Иванкина, из-за ограничения погрузки черных металлов на Восточный полигон РЖД потеряет более 200 млн руб. в этом году. В целом же потери монополии от снижения погрузки в высокодоходных сегментах (нефть, контейнеры, лес и проч.) он оценил как минимум в 50 млрд руб. за 2022 г.