Экспорт черных металлов по железной дороге в сентябре упал на 43%
РЖД не может договориться с металлургами по скидкам под гарантии перевозокПогрузка черных металлов на экспорт по итогам сентября 2022 г. на сети «Российские железные дороги» (РЖД) упала на 43% к аналогичному месяцу прошлого года до 1,34 млн т. Об этом 3 октября сообщил журналистам замгендиректора монополии Алексей Шило. Снижение за девять месяцев 2022 г. составило 14%, было перевезено 19 млн т.
По словам топ-менеджера, падение связано «с санкционным давлением на металлургические компании и их владельцев». В сентябре ситуация усугубилась на фоне снижения отгрузок в восточном направлении. Это связано с тем, что цены на продукцию не позволяют покрывать транспортные затраты, особенно на дальние расстояния (более 9000 км), пояснил Шило.
Цены на стальной прокат с базисом поставки FOB Китай по состоянию на 3 октября упали на 23% до $578/т по сравнению с началом года, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). В I квартале цены росли, достигнув 14 марта $940/ т против $750/т в начале января. Но с середины марта цена снизилась почти на 40%.
По предприятиям «Русской стали» (лобби крупных предприятий черной металлургии) в последние месяцы были прецеденты отрицательной рентабельности на экспортных направлениях, по некоторым поставкам показатель доходил до минус 49%, рассказал «Ведомостям» источник в одной из металлургических компаний. По его словам, транспортная составляющая в экспорте металлов в последнее время выросла до 15–20% в себестоимости, обычно эта доля не превышает 10%. Железнодорожный тариф в ней достигает 60%. «Доля транспортной составляющей в перевозках на восточном направлении выросла до 30%. Это критические значения для отрасли», – утверждает собеседник.
Сколько погрузили на железную дорогу
По оперативным данным РЖД, погрузка на сети в сентябре 2022 г. составила 100,8 млн т (-5,3% в годовом выражении). Объем внутрироссийских перевозок увеличился на 3,6%, рост зафиксирован по всей номенклатуре. В частности, погрузка удобрений внутри страны выросла на 27,6%, а черных металлов – на 15,7%. Экспорт в сентябре, напротив, упал к сентябрю прошлого года на 20,2%. Погрузка каменного угля – на 17,1%, нефтепродуктов – на 4%, удобрений – на 27,5%, черных металлов – на 42,7%.Погрузка за январь – сентябрь 2022 г. составила 921,2 млн т (-3,6%). По итогам 2022 г. РЖД ожидает сокращения погрузки во всех видах сообщения на 5%.
Для решения проблемы РЖД готова предоставлять скидки металлургам, но только при гарантированных объемах перевозок, подчеркнул Шило. Он пояснил, что неготовность компаний дать эти гарантии и является основным сдерживающим фактором для принятия решений о скидках. По словам топ-менеджера, холдинг получил соответствующие предложения от пяти металлургических компаний (от кого именно, он не уточнил). По одному из них было решено предоставить скидки на перевозку сырья для предприятий Юго-Восточной железной дороги через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). «Сейчас ведутся финальные согласования в части гарантий подтверждения объемов», – добавил Шило.
Опрошенные «Ведомостями» металлурги ожидаемо поддерживают готовность РЖД договариваться с целью снизить транспортную составляющую в цене товара, но считают «более целесообразным» предоставлять скидки сразу по всем направлениям (Восток, Северо-Запад, АЧБ). Это, по их мнению, позволит грузоотправителям «при наличии проблем балансировать грузопотоки и снимать их с лимитирующих направлений» – например, восточного. «Если скидки не предоставить в ближайшие месяцы, то объемы экспорта будут снижаться и дальше, о чем «Русская сталь» предупреждала и РЖД, и правительство», – сказал «Ведомостям» источник в металлургической компании.
Металлурги просили снизить тарифы РЖД или отменить экспортные и другие надбавки еще в июле. Тогда глава «Русской стали» и совладелец «Северстали» Алексей Мордашов написал письмо первому вице-премьеру Андрею Белоусову о «критической ситуации с экспортом металлопродукции из-за роста стоимости перевозок» («Ведомости» писали об этом 2 августа).
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что инструмент, который предлагает РЖД, «едва ли применим для металлургических предприятий», потому что они находятся в стадии борьбы за зарубежные рынки, в частности азиатские, где конкуренция значительно жестче, чем в Европе и США. «При выходе на новые рынки металлургам крайне сложно гарантировать объемы», – пояснил он. С учетом ограниченности инфраструктуры на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) у монополии отсутствуют возможности компенсировать потери II и III кварталов в части перевозок металла, говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. У металлургов было небольшое оживление во II квартале за счет отмены правил недискриминационного доступа (ПНД), но с июля углю снова отдают приоритет, напоминает он.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что наиболее реалистичный сценарий – предоставление скидки под общий гарантированный объем вне зависимости от направления перевозки. Речь вряд ли будет идти о скидках больше 15%, но даже этот уровень сегодня – «хорошее подспорье для отечественных сталеваров», добавил управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По оценкам Иванкина, из-за ограничения погрузки черных металлов на Восточный полигон РЖД потеряет более 200 млн руб. в этом году. В целом же потери монополии от снижения погрузки в высокодоходных сегментах (нефть, контейнеры, лес и проч.) он оценил как минимум в 50 млрд руб. за 2022 г.