Отечественные серверы подорожали в полтора раза

Их производители зависят от иностранных комплектующих
Стоимость на вычислительную технику для построения ЦОД интенсивно растет последние несколько лет
Стоимость на вычислительную технику для построения ЦОД интенсивно растет последние несколько лет / Андрей Гордеев / Ведомости

Средний рост цен на серверы и системы хранения данных (СХД) отечественных производителей в сентябре составил 30–50% по сравнению с январем, а сроки поставок у крупных производителей выросли до нескольких месяцев, рассказал «Ведомостям» директор управления облачных решений Softline Дмитрий Исаев. Рост стоимости и сроков поставок серверного оборудования подтвердили также представители компаний «Дисилоджик», Selectel, «Промобит» и «Норси-транс».

На пике турбулентности, в марте – апреле, цены на топовые модели серверов российских производителей показывали рост до 10 раз, вспоминает Исаев. Сейчас, по его словам, ситуация стабилизировалась и рост цен на серверы по сравнению с январскими показателями колеблется на уровне от 30 до 50%. При этом, добавляет Исаев, стоимость российского оборудования и раньше была «довольно высокой», вследствие чего для развития облачных решений компании отдавали предпочтение западным и китайским производителям.

Сроки поставок оборудования российских производителей сейчас «полярны», говорит Исаев. Крупные производители, по его словам, увеличили сроки поставки до нескольких месяцев, так как им не хватает сборочных линий: они не проектировались под такой резкий рост нагрузки, обусловленный в том числе госзаказами. Небольшие производители, наоборот, могут предложить очень короткие сроки поставки, вплоть до отгрузки со склада, добавляет он. Softline сейчас тестирует различные облачные решения российских производителей, чтобы «сформировать план развития на основании тех возможностей, что предоставляют производители РФ».

Отечественное оборудование, как правило, включает комплектующие зарубежного производства, объясняет директор по закупкам Selectel Константин Ефимов. Так как стоимость и сроки поставок компонентной базы увеличились как минимум один раз за прошедший год, отечественные производители также были вынуждены поднять цены, говорит он, добавляя, что в ближайшее время ожидается новое повышение цен. Это, в свою очередь, увеличивает конечные сроки поставки готовых решений, резюмирует он. В данный момент Selectel, по словам Ефимова, не закупает отечественное серверное оборудование, но ведет переговоры с российскими производителями и рассматривает различные варианты сотрудничества. При этом он отмечает, что сроки их ответов на запросы увеличились в среднем с 1–2 до 6–7 рабочих дней.

Российские производители серверов и СХД, «Промобит» и «Норси-транс», подтверждают, что цена оборудования для конечного клиента действительно выросла на 30–50% с января. «Повышение цен связано с усложнением каналов поставки комплектующих, превышением спроса над предложением и сложностями в осуществлении сервисных обязательств», – объясняет гендиректор «Промобита» Максим Копосов. Сроки поставок не изменились только по позициям, где используется минимум дефицитных комплектующих, добавляет он. Из-за сложностей с логистикой рост цен был неизбежным, считает гендиректор «Норси-транса» Сергей Овчинников. «Компания должна найти деньги, заплатить их, а потом поставки минимум 15 недель при прежних семи, – объясняет он. – Раньше все было привязано к курсу доллара, а теперь это более сложные цепочки через несколько валют, что предполагает дополнительные риски». Представитель Yadro на запрос «Ведомостей» не ответил.

«Ведомости» также направили запрос в Минпромторг. Представитель пресс-службы ФАС заявил, что до настоящего времени обращения по поводу роста цен на оборудование для ЦОД в ведомство не поступали.

Стоимость на вычислительную технику для построения ЦОД интенсивно растет последние несколько лет, говорит директор по маркетингу «Дисилоджика» Александр Галинский. Кроме того, из-за санкций США в отношении высокотехнологичного экспорта в Россию с рынка ушли Intel, AMD, Nvidia и другие крупные американские производители электроники, а тайваньская TSMC отказала российским разработчикам электроники в сборке их продукции на своих мощностях. Huawei, Lenovo и другие китайские производители таких заявлений не делали, но о новых контрактах с российскими клиентами также не заявляли. В результате некоторое оборудование стало или сбоить, или полностью утрачивать работоспособность и нарушать безопасность внутри контура предприятия, добавляет Галинский. Но несмотря на это, стратегия по импортозамещению решений в IT и ИБ, по данным «Дисилоджика», есть только у 30% организаций, чуть больше 25% компаний частично перешли на отечественные решения или проводят тестирование используемых технологий. Остальные участники IT-рынка продолжают искать возможность продолжения работы на зарубежных сервисах.

Этому, в частности, способствует механизм параллельного импорта, который был легализован постановлением правительства № 506 от 29 марта 2022 г. В перечень товаров для параллельного импорта, опубликованный Минпромторгом в начале мая, вошла продукция Dell, Intel, Cisco, HPE, Asus, Apple, Samsung и др. Галинский говорит, что «Дисилоджик» сейчас поставляет заказчикам серверы и СХД производства Dell, HPE, Lenovo, Hitachi и сетевое оборудование Cisco, Huawei, Juniper. Больше всего в сегменте крупных российских компаний сейчас востребованы серверы (40% запросов) и СХД (более 30% запросов). При этом рост стоимости серверного оборудования, ввозимого параллельным импортом, по рынку варьируется от 10 до 300%, добавляет Галинский.

Зарубежное оборудование составляет серьезную конкуренцию российским производителям, так как даже с учетом роста логистических издержек основные модели серверов западных производителей стоят дешевле отечественных аналогов, считает Исаев. В среднем рост цен «без учета спекулятивных продаж» составил те же 30–50% относительно стоимости в январе, но при этом ранее западное оборудование стоило значительно дешевле российского, уточняет он. Сроки поставки западного оборудования, по словам Исаева, увеличились незначительно – на несколько недель.

До начала СВО для части СХД использовались российские процессоры «Байкал» и «Эльбрус», которые производились на заводах тайваньской TSMC, напоминает гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков. «Очевидно, что история с ценами может измениться только тогда, когда мы сможем организовать производство вместо Тайваня в России», – считает он. По его словам, снижения цен в ближайшее время точно не будет: «Российских процессоров нет, а из-за рубежа они поставляются по завышенным ценам, потому что все понимают, что своих у нас нет, и хотят на этом заработать».