Российские судовладельцы в 2022 году перестали обновлять флот
Без новых заказов импортозамещение в отрасли теряет смыслРоссийский бизнес перестал размещать заказы на торговый и пассажирский флот, рассказали «Ведомостям» представители лизинговых и судостроительных компаний, а также отраслевые эксперты. По словам источника «Ведомостей» в крупной лизинговой компании, количество новых лизинговых контрактов по морским и речным гражданским судам с января по сентябрь 2022 г. снизилось в денежном выражении почти в 20 раз к прошлогодним показателям (абсолютные цифры он не приводит).
Негативный тренд подтверждают данные «Эксперт РА». В материалах рейтингового агентства говорится, что за шесть месяцев 2022 г. объем нового бизнеса в деньгах (стоимость без НДС по новым лизинговым контрактам) в сегменте морских и речных судов сократился к тому же периоду прошлого года на 94% с 65 млрд до 4 млрд руб.
Собеседник в лизинговой компании отмечает, что для российских заказчиков практически все гражданские суда (кроме рыболовецкого и ледокольного флота) строились по лизинговым контрактам.
Ледокольный флот, а также крупнотоннажные суда для перевозки СПГ и большие нефтетанкеры типа Aframax (дедвейт 80 000–120 000 т) строятся преимущественно на госсредства или собственные деньги компаний. Для рыболовецкого флота есть отдельная госпрограмма поддержки, получившая обиходное название «квоты под киль» (о ее состоянии «Ведомости» писали 25 мая).
По оценкам источника «Ведомостей», по лизинговой схеме на российских верфях создается 80–90% судов смешанного класса «река – море» и около 40% морских (дедвейт до 8000 т).
Также о сложной ситуации косвенно свидетельствует снижение за шесть месяцев 2022 г. портфеля заказов по судам крупнейшего лизингодателя сегмента – Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Он снизился почти на 40% с 487,4 млрд до 298 млрд руб. На начало 2022 г. суда составляли около 40% портфеля ГТЛК. В компании от комментариев отказались.
У кого берут суда в лизинг
По данным «Эксперт РА», на 1 июля 2022 г. крупнейшими лизингодателями в судовом сегменте были ГТЛК (портфель – 298 млрд руб.), ГПБЛ (57 млрд руб.), МПЛ (41 млрд руб.) и «Сбербанк лизинг» (23 млрд руб.).
Объем нового бизнеса по итогам 2021 г. составил 87 млрд руб. (снижение на 10% к 2020 г.). Почти половина контрактов на сумму 40 млрд руб. – у ГТЛК. У ГПБЛ и «ВТБ лизинга» (ВТБЛ) – 22,5 млрд и 7,6 млрд руб. соответственно. На МПЛ приходилось 8 млрд руб. За первое полугодие 2022 г. ГТЛК заключила по судам соглашения на 1,4 млрд руб., «Альфа лизинг» – на 1,1 млрд руб., лизинговая компания «Дельта» – почти на 1 млрд руб. У ГПБЛ, МПЛ и ВТБЛ контрактов в этом сегменте не было.
Гендиректор «Газпромбанк лизинга» (ГПБЛ; в 2021 г. суда занимали 13% портфеля) Максим Калинкин рассказал «Ведомостям», что сделки точечно заключались только в первые 1,5 месяца 2022 г., а потом прекратились. Уменьшение объема лизинга судов, по его мнению, обусловлено санкциями: зарубежные производители прекратили поставки лизингодателям из России, европейские порты перестали обслуживать российский флот, а отечественные верфи сдвинули сроки сдачи судов из-за нехватки иностранных комплектующих. «Это и привело к сокращению планов судовладельцев по обновлению и наращиванию флота», – пояснил Калинкин. Он добавил, что, когда ставка ЦБ достигала 20%, инвестиционная деятельность компаний была «поставлена на паузу». ЦБ в начале марта 2022 г. поднял ключевую ставку с 9,5 до 20%, к 16 сентября она снизилась до 7,5%.
Но даже после снижения ставки бизнес «не спешит заказывать отечественные суда», говорит источник «Ведомостей» в лизинговой компании. Это, по его словам, связано и с отсутствием бюджетного финансирования льготного лизинга в 2022 г.
В Объединенной судостроительной корпорации переадресовали вопросы «Ведомостей» своей «дочке» «Машпромлизинг» (МПЛ). Представитель лизинговой компании подтвердил, что в 2022 г. бюджетных денег МПЛ не получал. В 2021 г., по его словам, Минпромторг выделил средства для льготного лизинга судов, в результате чего было заключено 40 договоров на строительство по льготным ставкам. «Коммерческое кредитование в настоящее время предлагает ставки, которые не позволяют судовладельцам в дальнейшем окупать суда», – добавил собеседник.
Источник «Ведомостей» в лизинговой компании говорит, что без новых заказов нет смысла налаживать импортозамещение оборудования и комплектующих. «В таких условиях масштабная программа по обновлению устаревшего флота не будет реализована», – уверен он.
По оценкам аналитического агентства Infoline, год назад средний возраст грузовых судов речного транспорта составлял 37 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 45–50%. Морской флот более молодой: 27,5 года для судов под флагом РФ и около 12 лет – под иностранным флагом. По прогнозу Infoline, до 2030 г. в зависимости от объемов перевозок потребность только в речных грузовых судах составит от 600 до 4000 («Ведомости» писали об этом 22 сентября 2021 г.).
По данным Минтранса, объем перевозок по внутренним водным путям России за первое полугодие 2022 г. вырос в годовом выражении на 2% до 38,28 млн т. За 2021 г. – 110,3 млн т (+1,2% к 2020 г.).
В начале сентября замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов говорил, что объем средств на программу гражданского судостроения до 2030 г. может достигнуть 477 млрд руб., в том числе более 285 млрд руб. из ФНБ планируется направить на льготный лизинг по программе ГТЛК («Ведомости» писали об этом 6 сентября). На конец 2021 г. объем финансирования гражданского судостроения оценивался в 300 млрд руб. (из ФНБ и внебюджетных источников – по 108 млрд руб., за счет господдержки – 84,4 млрд руб.).
По словам собеседника в лизинговой компании, вскоре ожидается выход постановления правительства о выделении 15 млрд руб. ГТЛК на проект 00108 по строительству четырех универсальных сухогрузов-контейнеровозов и трех круизных судов «Карелия». Как писали «Ведомости» 6 сентября, новая программа ГТЛК с привлечением бюджетных средств предполагает поставку в течение ближайших 10 лет 346 речных и морских судов, а также 150 единиц пассажирского флота. Итоговый пакет заявок под нее ГТЛК сформирует и внесет в Минпромторг после подсчета потенциального спроса и оценки возможностей верфей.
По словам главного редактора медиапортала «Федерация лизинга» Алексея Екимовского, в силу отсутствия массового производства судов в России этот сегмент рынка лизинга «так и не стал значимым инвестиционным инструментом», а в условиях западных санкций рыночные лизинговые компании «потеряли к нему интерес». Эксперт добавил, что в последнее время российские компании предпочитали лизинг судов на вторичном зарубежном рынке.
«Компании и грузовладельцы прекрасно понимают, что по эксплуатационным характеристикам даже 20–30-летние суда – отличный актив, который за 7–10 лет лизинга окупит себя», – поясняет Калинкин из ГПБЛ.
Екимовский добавляет, что теперь из-за усиления санкций суда для российских покупателей или арендаторов также находятся под ограничениями, в том числе связанными со страхованием. «Российские компании либо фрахтуют суда на спотовом рынке по краткосрочным договорам, либо приобретают в собственность и ставят под российский флаг», – поясняет он. Источник в лизинговой компании ожидает роста российского рынка лизинга судов не ранее второй половины 2023 г.
В Минпромторге, Минфине и Минэке на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили.