LWM вышла из российского бизнеса по производству замороженной картошки
Теперь его контролирует топ-менеджер «Белой дачи»Структура Lamb Weston Meijer (LWM) продала 74,9% в крупнейшем российском производителе замороженного картофеля фри «ЛВМ рус». Согласно «СПАРК-Интерфаксу», сделка была закрыта 13 сентября. Из данных системы следует, что теперь эта доля принадлежит самой «ЛВМ рус». 25,1% остается у члена совета директоров крупного агрохолдинга – ГК «Белая дача» – Владимира Цыганова. Его представитель от комментариев отказался. Запрос в LWM остался без ответа.
Опрошенные «Ведомостями» юристы говорят, что по закону именно Цыганов, несмотря на миноритарную долю, считается основным владельцем «ЛВМ рус», по крайней мере на данный момент. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» допускает ситуацию, когда доля в компании принадлежит ей самой, говорит юрист Forward Legal Евгений Афанасьев. По его словам, все решения в данном случае будет принимать оставшийся участник – т. е. Цыганов. При распределении прибыли доля в 74,9% учитываться не будет, поясняет Афанасьев. Он также добавляет, что закон предписывает в течение года распределить ее между оставшимися участниками либо передать третьим лицам. Если этого не произойдет, уставный капитал будет уменьшен на размер такой доли (74,9%), добавляет адвокат и партнер «Правовой группы» Владимир Шалаев.
«ЛВМ рус» принадлежит первый в России завод по производству замороженного картофеля фри, он был открыт в 2018 г. в Липецкой области. Изначально сама компания была совместным предприятием «Белой дачи» (75%) и LWM (25%), совместного предприятия американской Lamb Weston Holdings и голландской Meijer Frozen Foods. Последняя постепенно увеличивала долю в СП, а в 2020 г. из проекта вышла «Белая дача». Доля в 25,1% тогда была выкуплена Цыгановым. Завод должен был полностью закрыть потребности России в замороженном картофеле фри. Инициатором проекта была сеть ресторанов McDonald’s, которая впоследствии и стала основным покупателем продукции липецкого завода. Выручка «ЛВМ рус» в 2021 г., согласно «СПАРК-Интерфаксу», составила 8,2 млрд руб., что в 1,6 раза больше, чем в прошлом году. Чистая прибыль – 1,5 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты считают, что бизнес «ЛВМ рус» потенциально интересен широкому числу игроков. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что сама схема сделки предполагает, что основным претендентом на эту компанию останется ее миноритарий. С другой стороны, по его словам, с учетом его близости к «Белой даче» покупателем этой доли может стать и эта группа, в том числе в партнерстве с другим игроком.
Бизнес «ЛВМ рус» может быть интересен и сетям общепита, например «Вкусно – и точка» (экс-McDonald’s), у которой периодически возникают проблемы с картошкой фри, или Burger King, рассуждает директор Национального плодоовощного союза Михаил Глушков. Новый собственник «Вкусно – и точка», вероятно, не смог договориться с липецким заводом о новых условиях работы с точки зрения цены, говорит один из консультантов, работавших с этой сетью. Теперь сеть вынуждена импортировать замороженный картофель фри, поэтому получение контроля над производственными мощностями в России было бы для нее крайне привлекательной инвестицией, соглашается Бурмистров.
Не работает больше с «ЛВМ рус» и сеть ресторанов Black Star Burger, сообщил «Ведомостям» ее генеральный директор Юрий Левитас. Она сменила поставщика и закупает, по его словам, более качественный иранский картофель фри у компании «Рестошоп».
Представитель «Вкусно – и точка» сообщил, что у компании пока нет планов по покупке доли голландской LWM. Запросы в Burger King и KFC остались без ответа. Не ответил на запрос и представитель «Белой дачи». Представитель ФАС сообщил, что никаких ходатайств о приобретении доли в «ЛВМ рус» в службу на данный момент не поступало.
Рыночная стоимость «ЛВМ рус» на начало года могла составлять не менее 10 млрд руб., подсчитал Бурмистров. Но с учетом изменения геополитической ситуации пакет голландской компании сегодня мог бы стоить не более 100 млн евро (около 6 млрд руб.). Уход иностранного игрока, по его мнению, не окажет существенного влияния на рынок, так как все производственные мощности расположены в России.
Эксперты отмечают потенциал бизнеса «ЛВМ рус». Сейчас текущие мощности липецкого завода составляют 100 000 т замороженного картофеля в год. Но, как сообщала ранее сама компания, за счет запуска второй производственной линии в начале 2023 г. предприятие сможет выпускать уже до 200 000 т.
В то же время генеральный директор «Вкусно – и точка» Олег Пароев оценивал общий спрос на картофель фри в стране в 150 000–170 000 т в год. Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников полагает, что емкость рынка выше – как раз около 200 000 т: «Кроме «ЛВМ рус» такую продукцию выпускает несколько региональных игроков, но их мощности несопоставимы с возможностями липецкого завода». После ввода второй линии проблем с замороженным картофелем фри в России точно не будет, уверен Красильников.