«Азбука вкуса» займется производством растительного мяса

Другие ритейлеры пока в этом сегменте не представлены из-за небольшого спроса на такую продукцию
У других российских ритейлеров пока собственного производства растительного мяса нет
У других российских ритейлеров пока собственного производства растительного мяса нет / JACK GUEZ / AFP

«Азбука вкуса» запустила производство растительного мяса под собственной торговой маркой Eat no meat на фабриках-кухнях в Москве, сообщил представитель ритейлера. По его словам, пока новая линейка представлена двумя видами товаров – «куриными» и «говяжьими» котлетами, в качестве сырья для которых используется гороховый белок. Общий объем производства составляет 400 кг в сутки. В дальнейшем ассортимент планируется расширить. Другие подробности собеседник «Ведомостей» не раскрыл.

Затраты на закупку необходимого оборудования менеджер по развитию бизнеса компании «Биофудлаб» Илья Сулоев оценивает в 30 млн руб. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров добавляет, что запуск всей линейки товаров вряд ли превысил $300 000–400 000. Он отмечает, что у «Азбуки вкуса» одно из сильнейших в России производств на фабриках-кухнях (там выпускается готовая еда, в том числе салаты, вторые блюда и проч. – «Ведомости»). Поэтому, по его мнению, для усиления позиций компании важно выступать не просто продавцом, но и производителем, особенно учитывая узнаваемость бренда «Азбука вкуса». Бурмистров отмечает, что число производителей растительного мяса в России сравнительно небольшое. По подсчетам Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов, общий объем веганской еды в 2020 г. составлял 2,6 млрд руб., в прошлом году он вырос до 3,5 млрд руб. «Азбуке вкуса» важно за счет собственного производства отстроиться от конкурентов, говорит Бурмистров.

У других российских ритейлеров пока собственного производства растительного мяса нет. Они отмечают, что в целом спрос на него остается невысоким, хотя он и растет. Представитель X5 Group говорит, что востребованность такой продукции носит сезонный характер и в основном она пользуется популярностью в крупных городах Центрального округа. Представитель «Магнита» сказал, что растительное мясо – это нишевой продукт, хотя и востребованный у вегетарианцев и адептов здорового образа жизни. На протяжении нескольких месяцев торговая сеть фиксирует рост продаж таких товаров на уровне 7–10% ежемесячно. Драйвером спроса на альтернативные виды мяса, по его словам, может стать Великий пост. Самый активный рост продаж в этой категории приходится на весенний период, согласна руководитель клиентского пути «Вкусвилла» Наталья Овда.

Первый супермаркет «Азбука вкуса» открылся в Москве в 1997 г. Сегодня в сеть входит 173 точки под брендами «Азбука вкуса», «Азбука daily», «Энотека» и «АВ маркет». Ритейлер также развивает интернет-магазин av.ru и городское кафе «АВ гранд-кафе», а также пять фабрик-кухонь на 27 324 кв. м.

Основатели сети – Максим Кощеенко и Олег Лыткин. Им совокупно принадлежит 42,5% компании. Остальное у Invest AG акционеров холдинга Evraz Александра Абрамова и Александра Фролова, а также Millhouse Романа Абрамовича. Выручка ООО «Городской супермаркет» (головная структура сети) в 2021 г. составила 77,6 млрд руб., чистая прибыль – 678,8 млн руб.