В России фиксируется дефицит сырья и рост цен на товары для вегетарианцев

Серьезный вклад в это внес резкий рост расходов на логистику
Основная причина роста цен на перевозки контейнеров с Дальнего Востока – повышенный спрос и отсутствие конкуренции
Основная причина роста цен на перевозки контейнеров с Дальнего Востока – повышенный спрос и отсутствие конкуренции / Андрей Гордеев / Ведомости

Вынужденная переориентация логистических цепочек на восток и рост цен на железнодорожные контейнерные перевозки по России привели к увеличению стоимости сырья для вегетарианских товаров. Это следует из сентябрьского обзора грузового перевозчика ПЭК (есть у «Ведомостей»). Выводы основаны на данных Союза производителей продукции на растительной основе (СППРО), компаний «Волко молко», «Гринвайз», «Не мясо» и автоперевозчика Dentro, пояснил «Ведомостям» представитель ПЭК.

Согласно обзору, в августе 2021 г. цена перевозки стандартного 40-футового контейнера (FEU) из портов Владивостока в Москву составляла 153 000 руб., в августе этого года – 235 000 руб. Рост более чем на 70% подтвердили «Ведомостям» и в других логистических и транспортных компаниях.

Коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский отметил, что стоимость доставки FEU из порта Восточный (Находка) в Москву начинается от 265 000 руб. без учета охраны в дороге и вывоза контейнера со станции прибытия (еще 8000 и 30 000 руб. соответственно). По словам руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, в сентябре ожидается очередное повышение цен на железнодорожные перевозки. Доставка FEU в Москву из порта Восточный обойдется минимум в 250 000 руб., из порта Владивосток – 290 000 руб. Речь идет именно о перевозке в контейнерах нескоропортящихся грузов, не требующих поддержания температурного режима (стоимость доставки скоропорта в рефконтейнерах выше), уточнил Суховерша.

Основная причина роста цен на перевозки контейнеров с Дальнего Востока – повышенный спрос и отсутствие конкуренции, считают участники рынка перевозок. Автотранспорт не может быть альтернативой, говорит Латинский, в том числе из-за высокой стоимости на длинном плече.

По мнению президента Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александра Митюкова, помимо удорожания внутрироссийских перевозок к кратному увеличению цен на импортную продукцию привели удлинение логистических цепочек, снижение доступности и увеличение закупочной стоимости сырья при высоком спросе, а также издержки от аренды складов из-за задержки поставок. Суховерша напомнил, что сейчас увеличиваются сроки доставки в связи с заторами в портах Дальнего Востока. («Ведомости» писали об этой проблеме 22 августа).

Согласно обзору ПЭК, эти факторы привели к почти 10-кратному удорожанию импортного сырья для вегетарианских товаров, а также «дефициту или полному исчезновению» некоторых видов продукции. По данным Sooperfoods и «Волко молко», на которые ссылается ПЭК, до 8 раз за полгода выросла стоимость сырья для изготовления молочной продукции, йогуртов и десертов на растительной основе. Рост цен до 2 раз фиксировала «Не мясо» (производитель продуктов на основе альтернативного белка). Подорожание подтвердили «Ведомостям» представители и топ-менеджеры указанных компаний.

По данным СППРО, с апреля фиксируется дефицит кокосового молока, масла и стружки, финикового сиропа, пасты и порошка, сиропа агавы, батата и других категорий вегетарианских товаров. Большую часть ингредиентов отечественные производители традиционно закупали в Европе, следует из обзора ПЭК, а в России аналогов им нет.

Альтернативными поставщиками сырья для вегетарианских товаров стали Турция, Китай, Индия, страны ЕАЭС, рассказал сооснователь «Гринвайза» Артем Пономарев. В Китае, как правило, закупается белок, в Индии – вкусоароматические добавки, добавила директор бренда «Не мясо» Марина Ройлян.

Остается сырье, которому пока невозможно найти альтернативу вне рынка ЕС, но проблем с логистикой из Европы все больше. «Теперь компании вынуждены закладывать страховку – от одной до четырех недель [задержек при доставке]. Поставщики больше не гарантируют конкретную дату и время отгрузки», – говорится в обзоре ПЭК.

Как менялись цены на доставку товаров

По данным логистических компаний, тарифы из Китая в РФ (в зависимости от направления и вида транспорта) на начало сентября составляют $10 500–14 000 за FEU. Цена прямых железнодорожных перевозок за год выросла в 3–4 раза. Доставка FEU поездом из Шанхая или Нинбо в Забайкальск или Наушки и до Москвы стоит от $2500 и занимает от 15 дней. Морской фрахт из Южной и Юго-Восточной Азии в Россию вырос по цене в 3–5 раз. В начале 2022 г. доставка FEU из Шанхая до портов Дальнего Востока начиналась от $8000 (в начале 2020 г. – от $1200), сейчас цена доходит до $14 000.
До Санкт-Петербурга тариф на такую перевозку вырос с $12 000 до $16 000–18 000. В зависимости от порта отгрузки фрахт из Европы в Петербург оценивается в $3500–5000 за FEU, а сухопутное плечо до Москвы – еще около 85 000 руб. Срок в среднем составляет 10 суток.

Директор бизнес-юнита «ПЭК: Global» Оксана Феоктистова добавляет, что ужесточились и требования к сопроводительным документам. «Ранее в некоторых случаях было достаточно инвойса (предоставляется продавцом покупателю и содержит перечень товаров и услуг, их количество и цену. – «Ведомости»), теперь в обязательном порядке необходимо оформление внешнеторгового контракта и письма о сфере применения товара», – рассказала она. Гендиректор «Волко молко» Александра Левкова добавила, что за март – август помимо стоимости самого сырья в 3–5 раз выросла цена на упаковку.

По оценкам СППРО, в целом объем производства растительной продукции на фоне высокого спроса в России увеличился на 40–50% в 2022 г. Абсолютные цифры союз не приводит. Но одновременно с этим сократилась товарная матрица – например, «Волко молко» вывела из ассортимента порядка 20% продуктов, уточнила Левкова.

Эту информацию подтверждают и ритейлеры. Представитель Metro сообщил «Ведомостям», что у российских покупателей наиболее востребованы растительные напитки, они также широко используются в кафе и ресторанах. C января 2022 г. интерес к категории вырос на 10% год к году, при этом цены, по его словам, за счет повышения стоимости упаковки, сырья, сложностей доставки увеличились на 20–25%.

Российские производители растительного молока с апреля повысили закупочные цены на продукцию на 15-18%, говорит представитель «Азбуки вкуса». Danone прекратил закупки растительных напитков Alpro иностранного производства (Бельгия) и перевел все позиции на выпуск в РФ, добавил он. По словам собеседника, основные сложности – удорожание логистики и удлинение сроков доставки в РФ (с одного до пяти месяцев), отсутствие сырья и ингредиентов для замены импортного аналога, проблемы с тарой или упаковкой.