Программа гражданского судостроения до 2030 года подорожала в 1,6 раза

Больше половины из 477 млрд рублей пойдет на льготный лизинг судов за счет ФНБ
Программа гражданского судостроения до 2030 года подорожала в 1,6 раза
Программа гражданского судостроения до 2030 года подорожала в 1,6 раза / Юрий Смитюк / ТАСС

Объем средств на программу гражданского судостроения до 2030 г. может достигнуть 477 млрд руб., заявил 6 сентября на ВЭФ-2022 замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов (цитаты по «Интерфаксу»). Более 285 млрд руб. на льготный лизинг судов могут быть профинансированы из ФНБ, добавил он. «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) должна подготовить заявку после подсчета потенциального спроса и оценки возможностей верфей ориентировочно к 15 сентября, сказал Евтухов.

Гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих заявил, что компания разработала новую программу льготного лизинга с привлечением денег ФНБ, которая позволит в ближайшие 10 лет поставить 346 речных и морских судов. По его словам, планируется и строительство 150 судов пассажирского флота. «Эти суда могут быть использованы для межрегионального единого оператора речного транспорта», – пояснил Дитрих. Реализация новой программы, по его мнению, позволит загрузить мощности серийными заказами, снизить себестоимость и увеличить локализацию судов. Конкретные параметры программы Евтухов и Дитрих не уточнили, но, по словам замминистра, возврат средств по ней запланирован после 2050 г.

Представитель Минпромторга сказал, что ГТЛК еще формирует заявки, «итоговый пакет в Минпромторг еще не внесен».

Евтухов напомнил, что изначально из ФНБ на льготный лизинг судов по программе ГТЛК предполагалось выделить 108 млрд руб.. Общая стоимость программы на конец 2021 г. – 300,44 млрд руб. Из ФНБ и внебюджетных источников должно было прийти по 108 млрд руб., за счет действующих мер господдержки – 84,4 млрд руб.

Причиной увеличения объема госсредств, по словам Евтухова, стал рост спроса на средне- и крупнотоннажные суда от министерств, курирующих сельское хозяйство, ТЭК и другие отрасли. «Эти суда, конечно, значительно дороже, поэтому <...> капитализация самой программы стала намного выше», – пояснил он.

В ноябре 2021 г. Минпромторг просил вице-премьера Юрия Борисова включить программу льготного лизинга судов в список приоритетных инфраструктурных проектов. Госсредства предполагалось выделять через ежегодный выкуп облигаций ГТЛК в 2022–2030 гг. со ставкой 1,5% и погашением в течение 25 лет. Срок сдачи судов в лизинг должен был составить 15-25 лет, ставка по договорам – 2,5–7,48%.

В июне на ПМЭФ-2022 председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин заявлял о планах консолидированной заявки на строительство судов, которую планировалось подать в ОСК через Минсельхоз. Он тогда обосновал необходимость строительства специального флота для экспортеров дефицитом судов «река-море».

Руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает решение загрузить судостроение на фоне профицита стального проката в России и недостатка флота своевременным. Основными рисками он счел отсутствие современного навигационного оборудования и дефицит мощностей двигателестроителей. По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, программа обеспечит спрос на отечественные комплектующие и оборудование. Если средства ФНБ для ГТЛК будут привлекаться по ставке 1,5%, то это позволит предлагать довольно дешевые ставки лизинга на уровне 70–80% от ключевой, полагает Гришунин.