Ведомства пока не согласовали заморозку тарифа «Платона» на 2023 год
Это может привести к выпадению 7 млрд рублей из средств на ремонт федеральных трассПравительственные ведомства пока не смогли согласовать заморозку тарифа системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» на 2023 г., о которой просили перевозчики и деловые объединения. В частности, против такого моратория выступил Минтранс, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомые с обсуждением в ведомствах данной инициативы. По их словам, Минтранс оценил объем выпадающих доходов бюджета в случае реализации инициативы в 7 млрд руб. Представитель Минтранса отказался от комментариев.
Предпринимательские объединения, представляющие крупнейшие производственные, торговые и транспортные компании, 12 июля направили письмо на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова с просьбой дать поручение о введении моратория на индексацию тарифа «Платона» на будущий год («Ведомости» писали об этом 13 июля).
Неделю спустя Белоусов попросил Минтранс, Минфин, Минпромторг и Минсельхоз рассмотреть эту просьбу и представить до 12 августа согласованную позицию, а в случае необходимости – и проект нормативного акта. Это следует из письма первого вице-премьера ведомствам, с которым ознакомились «Ведомости».
Минпромторг и Минсельхоз поддержали мораторий на рост тарифа, следует из писем ведомств в Минтранс (документы есть у «Ведомостей»). Для формирования согласованной позиции министерств в случае, когда есть противоположные мнения по вопросу, обычно созывают согласительное совещание, но в этот раз никакого обсуждения не было, говорит один из источников. Позиция Минфина собеседникам «Ведомостей» не известна.
Минсельхоз поддержал предложение предпринимателей о введении моратория на индексацию тарифа «Платона» на 2023 г. для недопущения роста цен на продукты питания, рассказал представитель министерства. Представитель вице-премьера Белоусова от комментариев отказался. «Ведомости» направили вопросы в Минфин, Минпромторг и оператору «Платона» «РТ-инвест транспортные системы».
«Платон» – система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, причиняемый трассам. Система была запущена 15 ноября 2015 г., ее тариф регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 коп. с 1 февраля.
Кому принадлежит «Платон»
Оператором «Платона» является «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛа, 50% компании принадлежит «РТ-инвесту», 23,5% – Игорю Ротенбергу, 19% – Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% – гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев «РТ-инвеста» – Шипелов через компанию «Царицын капитал» (35%) и «Ростех» (25,1%). Оставшиеся 39,99% – у председателя совета директоров «РТ-инвеста», бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова.
Собранные «Платоном» средства перечисляются в федеральный дорожный фонд на капремонт дорог. По данным Росавтодора, «Платон» за все время работы обеспечил поступление в федеральный дорожный фонд более 178 млрд руб., включая взысканные Ространснадзором штрафы с нарушителей. С 2020 по 2022 г. в 23 регионах проводятся работы по расширению с двух до четырех полос движения 600 км автодорог, а в 44 регионах – капремонт более 100 мостов и путепроводов.
Росавтодор 20 июля опубликовал прогноз по индексации тарифа «Платона» на 2023 г.: он вырастет сразу на 17,3% (на 44 коп.) до 2,98 руб. за 1 км. Это значение может быть скорректировано после публикации Росстатом итоговых данных по инфляции за 2022 г. или принятия иных решений, напоминает агентство. Фактический размер платы будет опубликован в период с 10 по 20 января 2023 г.
Эта индексация чуть ниже той, которой опасался бизнес в июльском письме Белоусову. Тогда предприниматели исходили из того, что при прогнозной инфляции в 2022 г. на уровне 17,5% рост тарифа «Платона» составит более 50 коп. за 1 км. Но с тех пор Минэкономразвития понизило прогноз инфляции на этот год до 13,4% («Ведомости» писали об этом 17 августа).
Заморозка тарифа позволит и минимизировать негативные последствия и избыточную нагрузку на бизнес, и реализовать планы по модернизации дорожного комплекса, объясняли бизнес-объединения в письме вице-премьеру. Документ, в частности, подписали руководители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ), Российского автотранспортного союза, Национальной мясной ассоциации, Союза производителей соков, воды и напитков, Национального союза производителей молока (Союзмолоко), Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и др.
Это не первая попытка минимизировать издержки бизнеса, связанные со сбором платы с большегрузов. Уже в начале марта 2022 г. правительство рассматривало предложенную Минэком возможность обнулить сборы в системе «Платон» на полгода. Эта мера даже попала в одну из версий плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций («Ведомости» писали об этом 9 марта). Но в итоге ведомства идею не поддержали и из плана она была удалена.
Президент АКИТ Артем Соколов сказал «Ведомостям», что объединение выступило солидарно с остальными представителями бизнеса за заморозку индексации «Платона», поскольку логистика для e-commerce является одним из ключевых аспектов деятельности и изменение тарифа отражается на отрасли напрямую. В текущих условиях дальнейшая судьба этой инициативы не ясна, констатировал он.
По словам исполнительного директора СЭЛ Ольги Федоткиной, аргумент о выпадающих доходах в размере 7 млрд руб. выглядит нелогичным на фоне того, какие суммы сейчас правительство выделяет на поддержку различных сфер экономики. «До сих пор транспортная отрасль единственная не получила ни одной прямой меры поддержки, а ведь в ней заняты миллионы людей», – подчеркивает она.
«Учитывая высокую степень фрагментации отрасли автомобильных грузоперевозок, где существенную долю составляет малый и средний бизнес, предоставить субсидии эффективно просто невозможно, – считает Федоткина. – Заморозка индексации «Платона» станет одной из наиболее эффективных мер поддержки как транспортно-логистической отрасли, так и смежных отраслей».
Сборы «Платона» предназначены для программ дорожных строек, напоминает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Если части этих денег не будет, то программы могут быть не выполнены целиком и езда по дорогам в России станет сложнее для миллионов пользователей, рассуждает он. «Я понимаю, что отдельные бизнес-объединения хотят получить поддержку. Но в данном случае интересы дорожной отрасли должны стоять выше этого», – считает эксперт.