Госкорпорация по ОрВД может получить до 25 млрд рублей субсидий

Это почти на 80% больше, чем изначально предлагал Минтранс
ГК по ОрВД является основным провайдером аэронавигационных услуг в России
ГК по ОрВД является основным провайдером аэронавигационных услуг в России / Алексей Куденко / РИА Новости

ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД; подведомственна Росавиации) может получить до 25 млрд руб. субсидий вместо изначально предложенных 13,9 млрд руб., рассказал «Ведомостям» федеральный чиновник. «В настоящее время вопрос прорабатывается», – подтвердил представитель Минфина.

Первые 15 млрд руб. ФГУП получит уже в сентябре из резервного фонда правительства для обеспечения функционирования компании, в том числе для всех социальных выплат сотрудникам, говорит чиновник. Остальные 10 млрд, по его словам, будут «зарезервированы» на эти же цели. По его словам, ситуация, сложившаяся сейчас в ГК по ОрВД, не приведет к снижению безопасности полетов.

«Ведомости» направили вопросы в Минтранс. Представитель Росавиации от комментариев отказался, пояснив, что информация о предоставлении субсидии в ведомстве отсутствует.

Минтранс в середине августа опубликовал проект постановления о поддержке ГК по ОрВД в условиях санкций. Помимо 13,9 млрд руб. субсидий министерство предлагало увеличить тарифы за аэронавигационное обслуживание на 30%, а также сократить численность по отдельным категориям работников на 20%. В проекте Минтранс спрогнозировал кассовый разрыв предприятия в 25 млрд руб. Для его покрытия ведомство предлагало ФГУПу «воспользоваться господдержкой и кредитными средствами» («Ведомости» писали об этом 18 августа).

И. о. гендиректора ГК по ОрВД Владимир Гульченко 29 августа предупредил директоров филиалов ФГУПа о риске невыплаты зарплаты диспетчерам и другим сотрудникам в конце сентября, из-за того что остатки денег на счетах компании «не покрывают расходов предприятия с учетом поступающей выручки». Минтранс давал схожий прогноз по исчерпанию остатков денежных средств ГК по ОрВД уже к октябрю.

Гульченко в письме также утверждал, что документально оформленного решения о предоставлении предприятию субсидий еще нет, и просил остановить все платежи, кроме налогов и зарплаты. В связи с этим профсоюз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России направил обращение президенту Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на бедственное положение отраслевых специалистов, что грозит прекращением аэронавигационного обслуживания («Ведомости» писали об этом 30 августа).

Для экономии фонда оплаты труда (ФОТ) ГК по ОрВД перевела часть сотрудников в простой или на неполную рабочую неделю. Сейчас в частичном простое находится половина персонала («Ведомости» писали об этом 16 августа). Помимо этого ФГУП в 2022 г. сократил около 1300 человек.

ГК по ОрВД является основным провайдером аэронавигационных услуг в России. ФГУП испытывает финансовые трудности с 2020 г., когда на фоне пандемии COVID-19 произошло снижение авиатрафика, главным образом международного. Тогда предприятие потеряло 60% доходов, но смогло оправиться с помощью накоплений. К 2019 г. сумма сбережений составляла 83,4 млрд руб., в том числе в иностранной валюте, но уже к началу 2022 г. финансовая подушка сократилась до 28,5 млрд руб.

Тем не менее Минтранс не спешил помогать ГК по ОрВД, так как рассчитывал на резкий скачок курса доллара, который мог обеспечить финансовую устойчивость предприятию. После снижения курса ФГУП снова оказался в бедственном положении.

До 70% доходов предприятия составляли сборы за аэронавигационное обслуживание (АНО) с иностранных компаний. Тарифы для них в 10 раз выше, чем для российских. После начала СВО на Украине США, Великобритания, Канада, Япония и страны ЕС закрыли свое небо для наших перевозчиков, а Россия ввела ответные меры. Таким образом авиакомпании из недружественных стран перестали летать над Россией.

ГК по ОрВД потеряла и часть доходов от российских авиаперевозчиков после закрытия 11 аэропортов юга России и использования воздушного пространства Казахстана для полетов в Сочи и другие города. Но с 1 сентября предприятие вновь начнет взимать плату за АНО по пути в Сочи после «спрямления» маршрута через юг страны («Ведомости» писали об этом 28 августа). Стоимость АНО в общей цене билета по внутрироссийским маршрутам составляет менее 1%.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров уверен, что снижение доходов ГК по ОрВД продолжится из-за усиления санкционного давления. «Уже сейчас ФОТ сотрудников ФГУПа превосходит его доходы в полтора раза», – уточняет эксперт. По его оценкам, господдержка потребуется предприятию «как минимум до 2025 г.».

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что при нынешнем объеме перевозок и уровне тарифов за АНО свести баланс ГК по ОрВД нельзя. «У правительства есть выбор: увеличивать ставку за аэронавигацию до приемлемого для предприятия уровня и тем самым переложить расходы на авиакомпании или же субсидировать ФГУП напрямую», – добавляет он.

Эксперт считает, что предложенных субсидий на все нужды ГК по ОрВД не хватит и для ее дальнейшего функционирования нужно оптимизировать расходы. «Но для этого потребуются инвестиции и время», – резюмирует Пантелеев.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов связывает резервирование части субсидии ГК по ОрВД с неопределенностью ситуации вокруг предприятия и риском нехватки денег в будущем. «Пока не ясно, насколько увеличится прибыль ГК по ОрВД после повышения ставки по тарифам за аэронавигацию и как быстро предприятие сможет оптимизировать расходы за счет сокращения персонала», – объясняет он. По словам эксперта, деньги ФГУПу нужны уже в ближайшее время.