Swarovski примерят в суде

Юристы считают, что у истца есть шансы выиграть дело
«Екристал» – решил через суд вернуть себе право использовать бренд австрийской компании, остановившей работу на российском рынке
«Екристал» – решил через суд вернуть себе право использовать бренд австрийской компании, остановившей работу на российском рынке / Unsplash

ООО «Екристал» подало исковое заявление к российской «дочке» Swarovski – ООО «Сваровски» – с требованием снять ограничения на продажу ранее ввезенной в Россию продукции австрийской компании, обнаружили «Ведомости» в базе арбитражного суда Москвы. Там сказано, что это заявление принято к производству, рассмотрение его по существу назначено на конец сентября.

«Екристал» – крупный оптово-розничный дистрибутор кристаллов, бисера и стразов, он поставляет на российский рынок товары таких брендов, как Preciosa (Чехия), Toho (Япония), Stellux и Swarovski (оба Австрия). Последний еще 4 марта заявил о прекращении всей коммерческой деятельности в России, закрыв 12 магазинов и остановив работу онлайн-магазина.

Из искового заявления «Екристала» следует, что ООО «Сваровски» еще в 2021 г. предложило партнерам подписать соглашение о контроле использования бренда Swarovski при продаже кристаллов, стразов и компонентов без отдельного разрешения. Таким образом австрийская компания планировала контролировать любое использование своей торговой марки в России. Как утверждается в иске «Екристала», дистрибутор подписал такое соглашение «под угрозой сокращения объемов поставок и последующего досрочного расторжения договора». Но контракт на поставки был все равно разорван, при этом у компании остались запасы легально ввезенной продукции австрийской группы, которые теперь она не может продавать.

Наличие упомянутого в иске соглашения о неупоминании товарного знака Swarovski подтверждает и соосновательница ювелирного бренда Phenomenal Studio Евгения Галюченок. По ее словам, с прошлого года магазины, продающие кристаллы Swarovski (не готовые изделия), не могут использовать бренд австрийской компании – но они вправе давать изделиям свои названия.

Представитель «Екристала» заявил «Ведомостям», что ООО «Сваровски» требует, чтобы дистрибутор убрал со своего сайта упоминание Swarovski и продавал обезличенную продукцию, но без упоминания цена на нее будет ниже как минимум вдвое. «В этой связи компания настаивает на отсутствии нарушения прав на товарный знак австрийской группы, продукция которой была ввезена в Россию непосредственно правообладателем или с его согласия», – подчеркнул представитель «Екристала». Он утверждает, что у ООО «Сваровски» может не быть права на использование этого товарного знака. Согласно реестру Роспатента, текстовые и изобразительные товарные знаки Swarovski (Swarovski, Stardust, Stellux, стилизованный лебедь и проч.) действительно зарегистрированы на австрийскую компанию Swarovski AG. «Исключительные права на них на территории России она никому не передавала», – отмечает партнер и глава практики интеллектуальной собственности Seamless Legal Антон Банковский. По его словам, для распоряжения товарными знаками ООО «Сваровски» должно получить права от Swarovski AG либо по лицензионному договору, либо по договору уступки, а без регистрации этих действий в Роспатенте их передача считается несостоявшейся. В случае же если ООО «Сваровски» действует в России от имени австрийской группы, она не может запретить дистрибуторам продавать купленные у нее товары, добавляет юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров. По его словам, в этом случае происходит исчерпание права (ст. 1487 ГК РФ).

Запрос в глобальный офис Swarovski остался без ответа. А представитель ООО «Сваровски» отказался от комментариев «в связи с глобальной внутренней политикой Swarovski, которая не комментирует бизнес-процессы компании и ее текущие судебные разбирательства».

Некоторые магазины партнеров Swarovski в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи до сих пор работают и продают товары под брендом компании, обнаружили «Ведомости». «Они продолжат функционировать, пока у них не закончатся запасы», – рассказал один из партнеров компании. По его словам, официальных поставок кристаллов и украшений австрийской группы не было с февраля, поэтому не исключено, что после продажи всех стоков магазины придется закрыть.

Галюченок утверждает, что ее компания сейчас ищет остатки кристаллов Swarovski по всему миру. Спрос на них, по ее словам, в России всегда очень высокий, при этом качественных аналогов практически нет, только Preciosa (в этой компании в свое время работал основатель Swarovski Дэниел Сваровски. – «Ведомости»).

По словам Банковского, о подобных исковых заявлениях ему не известно, тем более что уход иностранных компаний начался совсем недавно. Хантимиров добавляет, что такие иски уже есть, но практика по ним очень противоречивая. Юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Алина Шлеева напоминает, что ювелирных украшений, в том числе бренда Swarovski, нет в реестре товаров, разрешенных к параллельному импорту. А значит, на ввоз такой продукции нужно разрешение правообладателя.

Кристаллы Swarovski представлены и на некоторых маркетплейсах. Товары под этой маркой есть на площадках Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркета». Представители первых двух от комментариев отказались. Представитель «Яндекс.Маркета» утверждает, что на витрине представлены лишь часы Swarovski от официального часового дистрибутора. По его словам, все товары из раздела «Украшения», где в наличии указаны кристаллы австрийской компании, тщательно проверяются, поскольку размещаются сторонними продавцами: «Сомнительные изделия из витрины скрыты».

Источник «Ведомостей» в одном из маркетплейсов утверждает, что как минимум один из «параллельных импортеров» уже привез товары Swarovski из Европы без лицензионного соглашения и «завел к ним на площадку для пробы».

Генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин считает, что на маркетплейсах могут продаваться как нераспроданные запасы, так и контрафактная продукция, т. е. ввезенная без разрешения бренда, или подделки.

У российской «Сваровски», заключены договоры с тремя онлайн-площадками – Lamoda, Poison Drop, All Time, рассказал близкий к Swarovski источник. По его словам, продукция под брендом Swarovski, представленная в других интернет-магазинах, через нее на российский рынок не поставлялась.