Правительство ищет пути увеличения экспорта угля через порты юга России

Но проблем с южным железнодорожным полигоном не меньше, чем с восточным
При текущих ценах на российский энергоуголь в портах Черного и Азовского морей поставки через порты АЧБ остаются выгодными для производителей Кузбасса и Хакасии
При текущих ценах на российский энергоуголь в портах Черного и Азовского морей поставки через порты АЧБ остаются выгодными для производителей Кузбасса и Хакасии / Андрей Гордеев / Ведомости

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго подготовить и направить предложения по расширению маршрутов экспорта угля, а также по формированию транспортных тарифов для вывоза угля через порты юга России. Об этом 29 августа сообщила пресс-служба правительства.

По итогам совещания по текущей ситуации в регионах с вывозом угля Белоусов отметил, что у российских предприятий выросла потребность в экспорте через порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ; Тамань, Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Ростов-на-Дону. – «Ведомости»), поэтому важно обеспечить «прозрачное формирование тарифов на всех этапах логистической цепочки, начиная от погрузки в вагоны и заканчивая ценообразованием на перевалку в портах». В совещании приняли участие представители Минэнерго, Минэкономразвития, Минтранса, ФАС, РЖД, а также глав угледобывающих регионов РФ, уточняется в релизе.

Уголь в объезд ЕС

В начале апреля ЕС включил в пятый пакет санкций против России из-за СВО на Украине эмбарго на импорт отечественного угля. С 10 августа запрещены поставки по долгосрочным контрактам, а спотовые закупки, по данным Reuters, были остановлены сразу после введения ограничений. Российские компании стремятся перенаправить эти объемы на азиатский рынок, в частности в Китай и Индию («Ведомости» писали об этом 17 августа). По данным Минэнерго, в 2021 г. экспорт угля из России в ЕС составил 48,8 млн т, в том числе поставки энергетических углей – 45,3 млн т. Доля ЕС в экспорте российского угля (223 млн т) составила 21,8%.

В итоге еще сильнее увеличилась конкуренция грузоотправителей на Восточном полигоне РЖД (БАМ и Транссиб). В марте правительство приостановило действие правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре и части морских портов до 1 июля 2022 г. ПНД обеспечивали доступ на Восточный полигон для угольных компаний. РЖД получила право определять приоритетность грузов и могла отдавать предпочтение высокомаржинальным товарам, например металлам. С 1 июля правительство не возобновило действие ПНД, но вернуло квоты на приоритетный вывоз угля на восток угольщикам Кузбасса, Хакасии и Тувы.

Вице-премьер России Александр Новак еще весной отмечал, что у РФ есть возможности перенаправить экспорт угля из Европы в страны АТР через морские порты европейской части страны («Ведомости» писали об этом 7 апреля).

В начале июня замминистра энергетики Сергей Мочальников говорил, что Минэнерго совместно с РЖД и угольными компаниями прорабатывает новые маршруты для экспорта угля, но детали не раскрывал.

Представитель Минэнерго сообщил «Ведомостям», что из-за ограничений по вывозу угля на восток «рассматриваются варианты по увеличению объемов вывозимой угольной продукции в южном и северо-западном направлениях». Он добавил, что в зависимости от принятых предложений будут выработаны решения «для обеспечения прозрачных решений по формированию тарифов по всей логистической цепочке».

Причал берет дороже

Представитель ФАС напомнил, что тарифы по перевалке угля не регулируются государством и устанавливаются стивидорами самостоятельно. «При поступлении соответствующих поручений служба проведет работу в рамках своей компетенции», – заявил он.

Тарифы РЖД устанавливаются государством и полностью публичны, напоминает представитель монополии, тогда как «информация о стоимости услуг других участников цепочки перевозок носит закрытый характер». По его словам, угольщики, в частности, предлагали давать скидки с тарифа РЖД, но не принимали в расчет «необходимость снижения ценовой нагрузки по другим элементам затрат». Сейчас перевалка тонны угля в порту сопоставима со стоимостью его перевозки на расстояние свыше 4500 км с учетом вагонной составляющей, говорит собеседник.

Индексация железнодорожного тарифа на уровень инфляции не влияет на объемы перевозок угля, уверен представитель РЖД. По его словам, уже после дополнительной индексации тарифа 1 июня поставки в адрес портов Юга выросли на 23% (на 1,6 млн т) к уровню 2021 г., в основном за счет Кузбасса (+47%, или +2,3 млн т). В сравнении с погрузкой в январе – мае растут и перевозки в порты Северо-Запада (с 4,1 млн т в среднем в месяц до 4,7 млн т в среднем), добавил собеседник.

Основные экспортеры угля из России – СУЭК, «Кузбассразрезуголь», «Сибантрацит», «Эльгауголь», «СДС-уголь», Кузбасская топливная компания, «Колмар», «Русский уголь», «Распадская», «Мечел».

Представитель «Распадской» сказал «Ведомостям», что компании интересны «любые дополнительные возможности по отгрузке угольной продукции, если это имеет экономический смысл». «На данный момент логистические затраты высоки, и мы поддерживаем инициативы по их снижению», – добавил он. В остальных угольных и стивидорных компаниях на запросы не ответили.

Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что российские компании в первом полугодии 2022 г. увеличили поставки угля через порты АЧБ на 29% год к году до 18,7 млн т. Основной рост пришелся на Тамань, где перевалка угля выросла почти на 50% до 14 млн т. По данным ИПЕМа, в июле отправка угля на экспорт железнодорожным транспортом через порты и погранпереходы юга выросла на 47,6% до 3,2 млн т по сравнению с июлем 2021 г., но к уровню июня она снизилась на 6,3%.

По словам представителя РЖД, с начала года в направлении портов юга вывезено 61,7 млн т грузов (+2,4% год к году), а угля – 23,8 млн т (+26,9%).

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин оценивает незагруженные мощности портов АЧБ в 25–30 млн т, а основной потенциал связывает с Таманским терминалом навалочных грузов. Красноженов напоминает, что перевалка осуществляется также в Туапсе, Темрюке, Новороссийске и Ростове-на-Дону.

Пассажиры не пускают уголь

Ограничения на перевалку, по словам Гришунина, связаны не с пропускной способностью терминалов, а с возможностями железной дороги. Красноженов напоминает, что РЖД вводит ограничения на перевалку угля через Тамань в летний период из-за роста пассажирского трафика. «Перевалка угля в Тамани, по данным Argus, в июле 2022 г. составила 1,9 млн т, в то время как объем заявок на нее – 7,6 млн т», – говорит аналитик. По его мнению, речь в поручении Белоусова может идти об «оптимизации работы РЖД в летний период».

Представитель РЖД говорит, что в последние годы на южном направлении достигнута пропускная способность в 125 млн т, но признает, что она«определяется пиковыми параметрами пассажирского движения». По его словам, грузоперевозки будут расти с сентября со спадом пассажирского трафика. На северо-западном направлении на фоне снижения экспорта в Европу есть «значительные резервы пропускной способности», говорит собеседник. Экспорт угля в направлении Северо-Запада с начала года, по данным РЖД, сократился на 18,4% до 39,1 млн т.

Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук отмечает, что трудностей для грузоотправителей на южном полигоне РЖД даже больше, чем на восточном: здесь высокая интенсивность пассажирского движения, необходимость перевозок в рамках СВО, незавершенность проектов развития инфраструктуры (должны закончиться после 2025 г.). По данным ИПЕМа, из-за высокого спроса на перевалку угля в южных портах в 2022 г. ее стоимость достигала «беспрецедентного уровня» – более $60/т. Гришунин добавляет, что для расширения экспорта требуется улучшить диспетчеризацию и организовать безопасные угольные склады на подъезде к портам.

Красноженов отмечает, что при текущих ценах на российский энергоуголь в портах Черного и Азовского морей (около $130/т) поставки через порты АЧБ остаются выгодными для производителей Кузбасса и Хакасии. Экспорт идет в основном в Турцию и Северную Африку, но, по данным отраслевых источников, наблюдается рост поставок в Китай, поясняет он. Гришунин отмечает, что сейчас цены на уголь в китайских портах на уровне $170/т и если дисконт российского угля к этой цене превысит 25%, то «экономического смысла в таких поставках не будет». Поэтому, по его мнению, поставки в Турцию и Северную Африку более перспективны: эти страны могут перепродавать российскую продукцию в Европу после смешивания с углем других поставщиков.

Цены на уголь в ЕС сейчас находятся на уровне $380/т, напоминает Гришунин. Он добавляет, что интересны российским компаниям также поставки в Индию и страны Ближнего Востока.