Аналитический центр при правительстве предложил продлить эксперимент по маркировке пива

Но представители бизнеса настаивают на ее отмене или переносе на 2025 год
В постановлении правительства, подписанном Михаилом Мишустиным 17 января 2022 г. , есть и обязательные требования к отрасли, и сроки введения маркировки
В постановлении правительства, подписанном Михаилом Мишустиным 17 января 2022 г. , есть и обязательные требования к отрасли, и сроки введения маркировки / GettyImages

Аналитический центр (АЦ) при правительстве России поддерживает продление эксперимента по маркировке пива, следует из его письма в Минпромторг. «Ведомости» ознакомились с его текстом. Подлинность письма подтвердили два источника в рабочей группе при правительственной комиссии от делового сообщества по «регуляторной гильотине» (РГДС). Сам эксперимент начался с 1 апреля 2021 г., он должен закончиться 31 августа этого года. Согласно проекту постановления кабмина (был опубликован на портале regulation.gov.ru 12 августа) после этого маркировка пива станет обязательной в три этапа: с 1 апреля 2023 г. – на продукцию в кегах, с 1 октября 2023 г. – в стеклянной и ПЭТ-таре, с 15 января 2024 г. – в алюминиевых банках.

Письмо АЦ стало ответом Минпромторгу, представители которого пытались оспорить легитимность голосования РГДС по вопросу маркировки пива (оно прошло 19 августа). Рабочая группа рассматривала перечень обязательных требований по поручению президента России, которое он дал после обращения бизнес-омбудсмена Бориса Титова, рассказывает ее ответственный секретарь и и. о. президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев. По его словам, задача РГДС – определить, какие из этих требований к бизнесу, вступающих в силу после 31 августа 2022 г., стоит отменить, чтобы не навредить предпринимателям в условиях санкций, а какие можно оставить в текущих сроках. В результате 67% голосов (девять из 13) рабочей группы было отдано за признание избыточности введения обязательной маркировки, 33% голосов (четыре участника) – за перенос сроков маркировки на 2025 г., уточнил член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин.

Минпромторг с этим предложением не согласился. Из письма заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака в Минэкономразвития (консолидирует позицию рабочих групп перед отправкой документа вице-премьеру Дмитрию Григоренко, который затем готовит доклад президенту. – «Ведомости») и АЦ следует, что в ведомстве считают, что распоряжение кабмина от 28 апреля 2018 г. № 792-р (о маркировке) носит ненормативный характер, так как не содержит ни обязательных требований, ни сроков вступления их в силу (они вводятся отдельными постановлениями. – «Ведомости»). Проект постановления кабмина о введении обязательной маркировки с 1 апреля 2023 г. еще не принят, поэтому выносить вопрос об обязательной маркировке на голосование РГДС было нельзя, считают в министерстве.

АЦ в ответ на это обращает внимание, что помимо этих документов есть также постановление правительства, подписанное премьером Михаилом Мишустиным 17 января 2022 г., в котором есть и обязательные требования к отрасли, и сроки введения маркировки в период между 1 сентября этого года и 31 декабря 2024 г.

Они могут в будущем быть уточнены, говорится в письме центра Минпромторгу. В поручении президента говорится о необходимости провести ревизию всех обязательных требований до конца 2024 г. и ничего не сказано о том, действующие это документы или проектируемые, напоминает Небольсин.

Позиция Минпромторга об отсутствии обязательных требований по маркировке пива некорректна, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев. Он напоминает, что распоряжения кабмина являются обязательными к исполнению, а текущий документ допускает введение обязательных правил маркировки пива по завершении эксперимента (31 августа 2022 г.). 

Представитель Минпромторга сообщил «Ведомостям», что в ведомстве получили ответ от АЦ и в данный момент готовят доклад для Григоренко. Он напомнил, что министерство предлагает начать обязательную маркировку пива с 1 апреля следующего года, чтобы обеспечить «бесшовный» переход этой процедуры после завершения эксперимента. Эта идея, по его словам, была поддержана некоторыми участниками отрасли и оператором маркировки – Центром развития перспективных технологий. Представитель последнего отказался от комментариев. 

АЦ в своем письме продление эксперимента объясняет необходимостью «проведения дополнительного расширенного анализа возможных издержек и социально-экономических последствий предлагаемых изменений для бизнеса в зависимости от его размера, включая оценку эффекта на конечного потребителя». «При этом, по нашему мнению, сама процедура обязательной маркировки товаров доказала свою состоятельность и в борьбе с контрафактом, и в повышении качества продукции», – отметил представитель АЦ в ответе на запрос «Ведомостей».

Члены РГДС, с которыми поговорили «Ведомости», считают вероятность отмены или переноса сроков маркировки достаточно высокой. «Я голосовал за то, чтобы сейчас не вводить помарочный учет на пиво, потому что следом его введут на вино (эксперимент по нему должен был начаться с 1 июня, но отложен до марта 2023 г. – «Ведомости»), говорит президент Ассоциации виноградарей и виноделов Леонид Попович. Он не понимает, зачем нужна маркировка для вина и водки, потому что они уже учитываются в ЕГАИС, и, по его мнению, ее же надо полностью распространить на пиво. Председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман задается вопросом, как можно выносить на публичное обсуждение введение обязательной маркировки до официального завершения добровольного эксперимента и публичного подведения его итогов. Он оценивает шансы отрасли добиться отмены маркировки как весьма высокие. С ним согласен и Небольсин, но он отмечает, что «будут попытки любым способом блокировать это решение». 

Галанцев напоминает, что решения рабочих групп являются лишь основой для выработки консолидированной позиции у правительства и не исключен созыв иной аналогичной группы, но с альтернативным мнением. Если в итоге кабмин не сочтет необходимым введение такой маркировки, то возможно как продление самого эксперимента, так и отказ от самой процедуры, рассуждает юрист.