«Хеликс» запускает сеть вендоматов для сдачи анализов

Это будет первый такой проект в России
Лабораторная служба «Хеликс» инвестирует 5 млрд руб. в создание сети вендоматов для сдачи анализов
Лабораторная служба «Хеликс» инвестирует 5 млрд руб. в создание сети вендоматов для сдачи анализов / Сергей Коньков / ТАСС

«Хеликс» установил в Санкт-Петербурге 30 лабоматов – вендинговых автоматов, позволяющих бесконтактно сдать анализы, сообщила заместитель гендиректора компании Дарья Горякина. По ее словам, общие затраты компании на это составили 80 млн руб. К концу 2025 г. она планирует увеличить количество таких аппаратов до 3000, они должны появиться во всех крупных российских городах. В этом случае инвестиции в проект, по словам Горякиной, будут на уровне 5 млрд руб. Окупить их «Хеликс» намерен в течение трех лет.

Через лабоматы можно сдать 1900 анализов на основе образцов мочи, кала и слюны, в том числе тест на антитела к коронавирусу, говорит гендиректор «Хеликса» Юрий Андрейчук. Для сдачи крови все равно надо будет посетить процедурный кабинет. Сданные через вендинговые автоматы образцы доставляются курьерами в лабораторию каждые два часа. За счет этого срок получения результатов будет снижен вдвое, обещает представитель компании.

Сами лабоматы могут быть установлены в больницах, аптеках, торговых центрах, аэропортах и других местах. Причину запуска этого проекта Андрейчук объясняет «трендом на бесконтактность, который усилился в пандемию коронавируса». По его словам, на фоне снижения платежеспособности населения это позволит людям сэкономить: стоимость сданных через лабоматы анализов за счет автоматизации процесса будет на 30% ниже, чем в традиционной лаборатории. Например, клинический анализ мочи, сданный в лаборатории, стоит 370 руб. – и 259 руб. через автомат.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты пока затрудняются оценить перспективы этого бизнеса, так как подобных проектов в России еще не было. Безусловно, это новое и интересное решение, рассуждает Филипп Сапронов, директор по продажам группы «Инвитро». Его компания также рассматривала запуск проектов из этой же сферы, но, видя консервативные ожидания клиентов, решила сохранить традиционный формат. По словам Сапронова, аудитории «Инвитро» важны личный контакт с сотрудником медофиса, качественная подготовка пациента, забор, маркировка и транспортировка биоматериала до лаборатории. Так что у данной инновации есть как перспективы, так и сдерживающие факторы, резюмирует Сапронов.

Представитель лаборатории «Гемотест» на вопрос о вендоматах не ответил, но напомнил, что сейчас пациенты могут принести в отделение сети самостоятельно взятый биоматериал.

Горякина рассчитывает, что к концу 2023 г. около 30% анализов от общего числа исследований лабораторной службы «Хеликс» будет сдаваться через лабоматы. Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов в этом сомневается. Он напоминает, что в целом вендинговые автоматы пока плохо прижились в России, а компании, которые занимаются их обслуживанием, имеют небольшую выручку. Беспалов также отмечает, что число анализов, которые можно сдать через лабоматы, ограничено, хотя в целом идея запуска такой сети может принести результаты. Он напоминает, что из-за нехватки площадей в Москве и Санкт-Петербурге частным медицинским организациям сложно открывать новые точки. Вендинговые же аппараты решают эту проблему, так как они требуют меньше места. К тому же они могут работать круглосуточно, а сами лабоматы повышают узнаваемость бренда, рассуждает эксперт.

В дальнейшем «Хеликс» хочет внедрить лабоматы в программы обязательного медицинского страхования и предложить эту технологию корпоративным клиентам, в частности клиникам. Беспалов считает, что договориться с государством будет сложно.

Под брендом «Хеликс» работает более 500 диагностических центров и лабораторных пунктов в 200 городах России и Казахстане. Компания владеет пятью лабораторными комплексами общей площадью более 12 000 кв. м в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Новосибирске. Выручка компании в 2021 г. по РСБУ составила 16,1 млрд руб., чистая прибыль – ​​1,7 млрд руб. Крупнейший владелец компании – структура Андрейчука и Горякиной, ей принадлежит 34,38%, еще 20,42% долей в ней принадлежит Андрейчуку напрямую.