Американский производитель Samsonite продал российский бизнес

Его покупателями стали локальные топ-менеджеры
Американский производитель Samsonite продал российский бизнес
Американский производитель Samsonite продал российский бизнес / AP

У ООО «Самсонайт», которое до последнего времени являлось российским подразделением американского производителя чемоданов Samsonite International, сменились владельцы. 30% в нем теперь принадлежит гендиректору компании Андрею Языкову, а 70% – фирме президента ООО «Самсонайт» Вячеслава Шикулова – «Робинзон логистикс».

По данным «СПАРК-Интерфакса», сделка закрылась 8 июля, тогда же ООО «Самсонайт» было переименовано в «Чемодан про». Шикулов в разговоре с «Ведомостями» отказался комментировать сделку. В американском офисе Samsonite на запрос не ответили. Но в ее отчете за первое полугодие 2022 г. сказано, что она перестала владеть российским подразделением 1 июля.

Американский бренд, чья штаб-квартира расположена в городе Мэнсфилд в штате Массачусетс, приостановил коммерческую деятельность в России с 13 марта. Ежедневные убытки от закрытия магазинов генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает в 2,5 млн руб. У Samsonite в нашей стране было 37 магазинов в прямом управлении, следует из отчета компании. Согласно данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Самсонайт» по итогам 2021 г. составила 2,99 млрд руб. (против 1,7 млрд руб. годом ранее), а чистая прибыль – 555,6 млн руб. По данным «Infoline-аналитики», доля Samsonite в российском рынке багажа по итогам прошлого года была более 14%.

$2 млрд

cоставила выручка Samsonite International в 2021 г. По итогам первой половины 2022 г. она выросла на 59% год к году, с $799,5 млн до $1,27 млрд, говорится в ее отчете. Ранее компания также сообщала, что российская сеть приносила глобальному холдингу в последние три года от 1,5 до 2% общего оборота

Сумму сделки по продаже российского бизнеса Samsonite в своем отчете не раскрывает. До февраля 2022 г. он с учетом эксклюзивных прав на реализацию товаров под брендом компании на территории России мог стоить не менее $100 млн, считает Бурмистров. В текущей же ситуации американская фирма, по его мнению, могла выручить лишь несколько сотен миллионов рублей. Консультант по недвижимости Анна Савенко, которая вела сделку по открытию одного из первых в стране монобрендовых магазинов Samsonite в торговом центре «Метрополис», считает, что в данном случае сумма и вовсе могла быть символической. Передача бизнеса местным франчайзи или менеджменту – это один из вариантов сохранения присутствия на российском рынке для многих компаний, так как большинству из них уход из страны невыгоден, объясняет она. Савенко не исключает, что договор с новыми владельцами подразумевал опцион по возврату сети в собственность американской компании. Она напоминает, что такие условия в последнее время часто прописываются в договорах. К примеру, соглашение McDonald’s с бизнесменом Александром Говором предполагает возможность возвращения активов в нашей стране в течение 15 лет.

Бизнес Samsonite в России попал в правильные руки, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Савенко называет Шикулова «чемоданным королем» и одним из пионеров этого рынка. Он начинал этот бизнес еще в конце 90-х – начале 2000-х гг. и привел в нашу страну несколько крупных иностранных брендов, включая Samsonite, отмечает эксперт. Согласно «СПАРК-Интерфаксу», Шикулов также является генеральным директором компаний «Аксессорайз рус» (продает сумки, перчатки, шали, бижутерию и т. д. под британским брендом Accessorize) и «Божжи рус» (развивает итальянский бренд одежды Boggi Milano), а также членом правления Guess CIS. Его «Робинзон логистикс» также представляет франчайзинговую сеть Calzedonia в России.

Что касается магазинов Samsonite, то начиная с августа они стали открываться в России под вывеской «Чемодан про», убедились «Ведомости». Такие точки уже есть в торговых центрах «Метрополис», «Атриум» и «Европейский» в Москве, а также «Гринвич» в Екатеринбурге. На сайте компании сказано, что это сеть мультибрендовых магазинов багажа и товаров для путешествий премиум-класса, торгующая товарами брендов Samsonite, American Tourister, Lipault, Tumi (все они принадлежат компании Samsonite International). Консультант компании «Чемодан про» по телефону горячей линии сообщил, что поставки товаров в Россию, в том числе новых коллекций, продолжаются и компания также исполняет гарантийные обязательства на ранее купленный багаж. Вероятно, все поставки новым владельцам бизнеса придется осуществлять по схеме параллельного импорта, допустил Бурмистров.