Авиакомпаниям придется платить за аэронавигацию на 30% больше

Повышение тарифов нужно для финансовой стабильности государственного провайдера этих услуг
Авиакомпаниям придется платить за аэронавигацию на 30% больше. Повышение тарифов нужно для финансовой стабильности государственного провайдера этих услуг/ Артем Геодакян / ТАСС

Минтранс предложил увеличить ставки за аэронавигационное обслуживание для авиакомпаний на 30% с 1 ноября 2022 г. Это следует из материалов к проекту постановления правительства, направленного на поддержку ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) в условиях санкций. Документ размещен на портале regulation.gov.ru.

Повышение ставок коснется как российских, так и иностранных авиакомпаний на международных и внутренних маршрутах, следует из документа.

Минтранс тем не менее считает, что повышение недостаточно для дальнейшего функционирования ГК по ОрВД, которая является основным провайдером аэронавигационных услуг в России. Ведомство также предложило предоставить корпорации субсидию в размере 13,9 млрд руб. Если выделенной суммы не хватит, ГК по ОрВД покроет кассовый разрыв за счет кредитования. Предполагается, что господдержка обеспечит аэронавигационным обслуживанием в этом году 1 млн полетов.

Еще одной антикризисной мерой для ГК по ОрВД, указанной в проекте постановления, является оптимизация численности административно-управленческого и «прочего персонала» на 20%. Авиадиспетчеров сокращать не планируется. Сейчас около половины персонала ГК по ОрВД находятся, по данным профсоюза, в «частичном простое» («Ведомости» писали об этом 16 августа).

Финансовые потери ГК по ОрВД начались еще в пандемию коронавируса в 2020 г. Тогда ФГУП потерял до 60% доходов из-за снижения авиаперевозок. Он смог покрыть убытки за счет накопленных ранее средств, направив на это почти 55 млрд руб. К 2019 г. ГК по ОрВД смогла накопить 83,4 млрд руб., но на начало 2022 г. эта сумма снизилась до 28,5 млрд руб.

Как следует из проекта постановления, Минтранс рассчитывал, что накопленных средств, в том числе в валюте, с учетом возросшего в марте курса доллара хватит для сохранения финансовой стабильности ГК по ОРВД. Но в апреле финансовое состояние предприятия «усугубилось в связи со значительным снижением курса доллара» и, несмотря на мероприятия по оптимизации расходов, накопления будут исчерпаны уже к октябрю 2022 г., говорится в документе.

Прогнозируемый Минтрансом кассовый разрыв госкорпорации составит 25 млрд руб. «Ведомости» направили вопросы в Минтранс, Росавиацию и крупным авиакомпаниям. С представителем ГК по ОрВД связаться не удалось.

На внутрироссийских рейсах доля аэронавигации в себестоимости составляет всего несколько процентов, говорит представитель Red Wings. По его словам, реализация указанной меры привела бы к росту себестоимости внутренних рейсов примерно на 1%. «В условиях жесточайшей конкуренции, в которой работают перевозчики на внутренних рейсах, это вряд ли приведет к росту цен на билеты», – считает он.

Около 70% доходов ГК по ОрВД на 2019–2021 гг. составляло оказание аэронавигационных услуг иностранным авиакомпаниям, сказано в проекте Минтранса. После начала СВО на Украине США, Великобритания, Канада, Япония и страны ЕС закрыли свое небо для отечественных перевозчиков, Россия ввела ответные меры. Таким образом, авиакомпании из недружественных стран перестали летать над Россией, а ГК по ОРВД начала показывать «отрицательную экономическую эффективность» порядка 2 млрд руб. ежемесячно («Ведомости» писали об этом 3 мая). Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний в 10 раз ниже, чем для иностранных.

Пассажиропоток за январь – май 2022 г., по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, составил 31,6 млн человек, что на 4,2% ниже, чем в первые пять месяцев 2021 г. На внутренних линиях снижение составило 11,2% – 28,8 млн человек в 2021 г. против 25,5 млн в 2022 г. За первые полгода российские авиакомпании перевезли на 9% меньше пассажиров, чем в январе – июне 2021 г., сообщал министр транспорта Виталий Савельев. Это около 40 млн человек.

Эксперт по транспорту Елена Сахнова считает, что повышение стоимости аэронавигации станет обременительным для авиакомпаний. По ее оценке, эти расходы составляли около 5% затрат перевозчиков. Более того, авиакомпании, напоминает Сахнова, хотят получить субсидии, а для этого нужно перевезти 90 млн пассажиров по стране за год. «Чтобы выполнить эту цель, перевозчикам приходится держать низкие цены на билеты, поэтому любое увеличение расходов нежелательно», – добавляет она. Но, по словам эксперта, повышение стоимости аэронавигации «рано или поздно приведет к увеличению цены на авиабилеты».

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов считает повышение стоимости аэронавигации для авиакомпаний «болезненным, но не критичным». С учетом положения дел в ГК по ОрВД увеличение сборов было неизбежным, считает Борисов. Антикризисную стратегию, предложенную Минтрансом, эксперт считает разумной. Он напоминает, что важно не только увеличивать доходы предприятия, но и уменьшать издержки, в том числе за счет расширения числа зон и аэропортов с низкой интенсивностью полетов без диспетчерского обслуживания.