В логистической отрасли восстанавливается спрос на новые кадры
Востребованы водители, IT-специалисты и сотрудники со знанием редких языковВосстановление транспортно-логистической отрасли после весеннего падения вызвало рост спроса на профильных специалистов на рынке труда. Об этом «Ведомостям» рассказали в компаниях отрасли. Тенденцию подтверждают и данные агрегаторов вакансий – hh.ru и SuperJob.
По данным hh.ru, в феврале количество вакансий в отрасли составляло более 124 000, к маю их число снизилось до 77 000, в июне начался небольшой рост – на 10 000, а в июле цифра приблизилась к 100 000.
Руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова рассказала, что спрос на персонал в транспортно-логистической сфере в первом полугодии 2022 г. был даже выше, чем за тот же период 2021 г. Она связывает это в большей степени с отменой коронавирусных ограничений. В феврале прирост по количеству вакансий составил 128% год к году, а по итогам июля их число всего на 15% меньше, чем в феврале, говорит эксперт. Наибольшее падение пришлось на апрель (-41%), отметила Голованова. Абсолютные цифры в SuperJob не назвали.
Количество соискателей в течение года, наоборот, было меньше, чем в 2021 г., и их число продолжает снижаться, следует из статистики SuperJob. Если в феврале соискателей было всего на 10% меньше в годовом выражении, то по итогам июля падение составило 21%, говорит Голованова. «Люди отказываются от идеи смены работы в нестабильные времена, на рынок труда также влияет сокращение численности молодого населения вследствие демографической ямы 1990-х гг.», – пояснила она.
Наиболее высокий спрос SuperJob отмечает в сегментах грузоперевозок, складского хозяйства и логистики. По сравнению с февралем 2022 г. снизился спрос в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления и авиаперевозок. Зарплаты с февраля выросли в среднем на 9%, отмечает Голованова.
В августе в топ-10 отраслевых вакансий SuperJob попали позиции руководителя отдела продаж (автомобильные грузоперевозки) в Курске с зарплатой 350 000 руб., водителя с личным грузовым автомобилем-рефрижератором в Московской области – от 300 000 руб., менеджера по продажам транспортных услуг в Москве – 250 000 руб., водителя категории «Е» в Санкт-Петербурге – 150 000 руб., машиниста электровоза в Забайкальском крае – 140 000–160 000 руб. и проч.
По словам гендиректора ГК «Деловые линии» Фарида Мадани, в отрасли наблюдается ощутимый дефицит водителей, который вызван спецификой профессии и демографической ситуацией: большая часть кандидатов на должность водителя категории «Е» старше 45 лет. «Логистическая отрасль испытывает кадровый голод, профессия дальнобойщика становится менее привлекательной. Недостаток водителей может нанести ущерб транспортному сектору в будущем», – считает Мадани.
По июльским данным hh.ru, спрос на водителей грузового автотранспорта вырос с начала года на 22%. Тенденцию нехватки рабочего персонала (водители, складские сотрудники и проч.) подтверждает и директор по персоналу и коммуникациям FM Logistic в РФ Мария Шиповалова. Востребованы, по ее словам, также менеджеры по персоналу, продажам и закупкам, управляющие складом.
В Globaltrack в 2022 г. столкнулись с острой нехваткой кадров для обслуживания грузовиков в собственных сервис-центрах. «Мы можем привлекать к такой работе только высококвалифицированных специалистов, при этом цена такого специалиста на рынке выросла на 15–20% за последние несколько месяцев», – пояснил представитель компании. Также, по его словам, Globaltrack столкнулась с трудностями привлечения специалистов в IT-подразделение.
Представитель ГК «Дело» констатирует дефицит кандидатов IT-специальностей, а также инженерно-технических работников. По его словам, на Дальнем Востоке на терминале ВСК Global Ports («Дело» – акционер компании) в стивидорном сегменте наиболее востребованы докеры-механизаторы и специалисты технических служб (ремонт оборудования и поддержание инфраструктуры). В отдельных регионах дочерняя структура «Дела» «Трансконтейнер» фиксирует дефицит кандидатов на рабочие специальности.
Коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский добавил, что наблюдается активный переход персонала, в том числе сотрудников отделов логистики, из международных компаний, которые приостановили свою деятельность, в российские организации. «РЖД логистика» готова предложить сотрудничество вышедшим на рынок труда представителям компаний, прекративших свою деятельность в России, подтверждает директор по управлению персоналом Ирина Федорова. «Основной целью здесь является привлечение их экспертизы и лучших практик международного бизнеса», – отметила она.
Из новых тенденций Латинский отметил востребованность кадров с опытом работы с дружественными странами и разбирающихся в параллельном импорте. В связи с этим возникла потребность в специалистах, владеющих несколькими иностранными языками, в том числе редкими, отмечает он.
Руководитель отдела подбора и адаптации персонала СДЭК Анна Тюляева отмечает тенденцию на корпоративное обучение сотрудников не только востребованным иностранным языкам, но и программированию. В то же время появляется потребность в менеджерах по обучению, которые будут, например, подбирать курсы, и в штатных репетиторах.
Еще одной тенденцией на рынке труда 2022 г. стало значительное снижение количества предложений удаленной работы. Только в марте – июне на hh.ru количество вакансий с опцией «удаленки» в транспортно-логистической сфере снизилось на 15% до 1776 предложений. Представители логистических компаний, в числе которых ПЭК, DPD, LKTK Group, Dentro, СДЭК и ГК TFL, поясняют, что причина не только в снижении общей продуктивности и мотивации сотрудников, но и в необходимости повышать скорость обмена информацией в быстро меняющейся реальности.
Продуктивность в удаленном формате помогает сохранить единая информсистема, в которой сотрудники обмениваются данными, говорит руководитель отдела по работе с персоналом TFL Наталья Леонова. Но 90% специалистов компании работают в офисе. Аналогичные цифры приводит и ПЭК. По словам директора департамента персонала ПЭК Виктории Цой, гибридный вариант есть только у некоторых сотрудников IT-департамента ввиду специфики работы.
Гендиректор Dentro Игорь Илькаев добавляет, что при очной работе повышается скорость принятия решений, особенно в случае форс-мажоров. «Это критически важно для такой отрасли, как логистика и, в частности, доставка», – резюмировала Тюляева.
В подготовке статьи участвовала Маргарита Соболь