Профсоюз авиадиспетчеров сообщил об отправке в простой половины персонала

Отрасль управления воздушным движением по-прежнему нуждается в субсидиях
Профсоюз авиадиспетчеров сообщил об отправке в простой половины персонала
Профсоюз авиадиспетчеров сообщил об отправке в простой половины персонала / Марина Лысцева / ТАСС

Примерно 15 000 человек, т. е. около половины работающих в России авиадиспетчеров, находятся сейчас в «частичном простое». Об этом 16 августа сообщил в письме в Генпрокуратуру президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев. «Ведомости» ознакомились с копией письма.

Обращение Ковалева было направлено уже в ответ на извещение Генпрокуратуры, в котором надзорное ведомство сообщило ФПАД об отсутствии нарушений по итогам проверки деятельности национального провайдера аэронавигационных услуг ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД, находится в ведении подконтрольной Минтрансу Росавиации).

ФПАД просит провести повторную проверку, ссылаясь на то, что в ГК по ОрВД проводятся массовые увольнения персонала и корпорацию уже покинули почти 2000 работников, в том числе около 600 диспетчеров. Это более 6% от всей численности авиадиспетчеров России, осуществляющих управление воздушным движением. Еще 20%, по данным профсоюза, «вывели из производственного процесса, вводя простой или неполное рабочее время, для экономии фонда оплаты труда (ФОТ)». Ковалев рассказал «Ведомостям», что ГК по ОрВД по указаниям Росавиации к январю 2023 г. должна сократить ФОТ на 6 млрд руб. по сравнению с тем же месяцем 2022 г.

Генпрокуратура, в свою очередь, считает целесообразным оказание «адресной господдержки» ФГУП. «Оснований для принятия иных мер реагирования в настоящее время не имеется», – говорится в письме ведомства ФПАДу. Такого же мнения придерживаются в ФСБ, которая в июле указывала Минтрансу на необходимость поддержки в виде субсидий, повышения ставок за аэронавигационное обслуживание авиакомпаний и отмены льгот для Дальнего Востока (переписка опубликована в Telegram-канале ФПАДа).

На момент сдачи номера в Минтрансе, Росавиации, Генпрокуратуре и ФСБ на запросы «Ведомостей» не ответили. С представителем ГК по ОрВД связаться не удалось.

ГК по ОрВД испытывает трудности с начала пандемии коронавируса, когда корпорация потеряла до 60% доходов из-за снижения авиаперевозок, но смогла выжить «благодаря сохраненным ресурсам» от деятельности за предшествующие годы, сообщал ФПАД в мае 2022 г.

По данным Росавиации, в 2020 г. количество полетов в воздушном пространстве России сократилось к 2019 г. на 29% до 1,3 млн, а в 2021 г. – на 11% до 1,6 млн. В 2020 г. чистый убыток ГК по ОрВД составил 28,1 млрд руб., в 2021 г. – 17,3 млрд руб. против прибыли в 32,8 млрд руб. и 14,7 млрд руб. в 2018 и 2019 гг. соответственно, писал РБК со ссылкой на отчеты.

Стоимость аэронавигации для российских авиакомпаний в 10 раз ниже, чем для иностранных. Поэтому после начала СВО на Украине в феврале и закрытия воздушного пространства для авиакомпаний из недружественных стран ГК по ОрВД начала показывать «отрицательную экономическую эффективность» порядка 2 млрд руб. ежемесячно («Ведомости» писали об этом 3 мая).

С января ФПАД забрасывает различные ведомства письмами с просьбой помочь ГК по ОрВД. В частности, профсоюз в мае жаловался на массовые увольнения авиадиспетчеров президенту России Владимиру Путину. ФПАД также предупреждал, что ГК по ОрВД уже в октябре не сможет платить зарплату сотрудникам.

Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов признает, что сокращения персонала в ГК по ОрВД в сложившейся ситуации неизбежны, но делать это нужно «крайне аккуратно» и в комплексе с другими направлениями работы. Среди таких мер он отмечает расширение количества зон и аэропортов с низкой интенсивностью полетов без диспетчерского обслуживания, «разумное повышение» стоимости аэронавигационных услуг и оптимизацию инвестпрограммы ФГУП. Борисов считает, что субсидии ГК по ОрВД «необходимы в ближайшее время».

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев добавляет, что государство сможет компенсировать авиакомпаниям, также оказавшимся в сложной ситуации после начала СВО, расходы, связанные с резким повышением тарифов на аэронавигационное обслуживание.