ФАС и владельцы вагонов не поддержали госсистему мониторинга цен на транспорте
Централизованный сбор данных о стоимости услуг ранее лоббировала РЖДСоюз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и ФАС раскритиковали предложения РЖД о создании государственной системы мониторинга стоимости услуг участников транспортного рынка, выяснили «Ведомости». Такую инициативу монополия выдвигала ранее, также предлагая передать полномочия по сбору информации о ставках операторов вагонов самой РЖД («Ведомости» писали об этом 4 августа).
СОЖТ высказал свою критику в письме в Росжелдор (подведомствен Минтрансу). Подлинность письма, находящегося в распоряжении «Ведомостей», подтвердили в компаниях – членах союза.
Операторы считают, что предложения РЖД не учитывают принципы и экономическое значение свободного рыночного ценообразования. В ответ на заявление РЖД, что участники рынка при определении тарифов «прежде всего ориентируются на собственную прибыль, зачастую не учитывая интересы государства», СОЖТ отмечает, что к задачам коммерческой организации относится не только оказание услуг, но и получение прибыли.
Сходная позиция и у ФАС. «Стоимость услуг операторов по предоставлению вагонов под перевозки грузов не регулируется государством, ставка формируется на рыночных принципах с учетом спроса и предложения», – подчеркивает служба в письме в Росжелдор (копия есть у «Ведомостей»). Эту позицию подтвердил и представитель ФАС.
В письме ФАС указано, что с апреля 2022 г. организован мониторинг транспортной составляющей в стоимости основных видов грузов, перевозимых по транспортным коридорам (включая железнодорожные тарифы, цены на услуги операторов, стивидорных компаний и фрахт). Сейчас ФАС дорабатывает мониторинг, намереваясь внести в него и стоимость нерегулируемых услуг РЖД. СОЖТ ежеквартально направляет в ФАС обезличенные данные о динамике ставок оперирования по основным родам подвижного состава в целом по рынку, подтверждается в письме союза.
«Направляемая информация носит конфиденциальный характер, – говорится в письме ФАС. – Ее использование в качестве публичных данных, как предлагает РЖД, не представляется возможным». Представитель ФАС уточнил, что нецелесообразно наделять субъект естественной монополии «сведениями о деятельности и условиях оказания услуг другими участниками рынка».
Предложение РЖД о создании института мониторинга и публикации стоимостной информации о товарных и транспортных рынках операторы поддерживают только в том случае, если персонализированная информация не будет передаваться хозяйствующим субъектам, в том числе РЖД. Gо мнению операторов, инициатива дублирует полномочия госорганов и противоречит законодательству о коммерческой тайне и конкуренции, так как в периметр РЖД входят рыночные компании.
СОЖТ в письме также отметил, что тарифы РЖД индексировались быстрее рыночных цен. По оценкам союза, с января 2008 г. по июль 2022 г. тарифы монополии выросли более чем в 3 раза (уровень июля 2022 г. – 318% к декабрю 2007 г.), а ставки на предоставление вагонов – только на 70%. Если бы ставки операторов индексировались аналогично прейскуранту № 10-01 (тарифная модель РЖД), то средняя ставка аренды полувагона в декабре 2021 г. была бы на 48%, а в июле 2022 г. – на 87% выше фактически сложившейся, отмечено в документе.
Ставки аренды на полувагоны в июне составляли от 1000 до 2000 руб./сутки (-23% к маю 2022 г.). В конце апреля они были на уровне 2800 руб./сутки, в январе доходили до 4000 руб./сутки. Если государство или госкомпания будет регулировать операторские ставки, то, по мнению членов СОЖТ, тарифная нагрузка на грузоотправителей будет кратно выше.
СОЖТ также не согласен с утверждениями РЖД о некорректном представлении аналитической информации изданиями, публикующими ставки услуг операторов («Промышленные грузы», Argus и «РЖД–партнер»). Источник «Ведомостей» в транспортной компании говорит, что ценовое агентство Argus продолжает деятельность в России и предоставляет услуги клиентам. «С учетом периодичности публикаций участники рынка могут видеть как общую картину формируемых на рынке показателей, так и возможные отклонения публикуемых данных от реально наблюдаемых», – пояснил источник в операторской компании.
Позиция РЖД не изменилась. Представитель компании подтвердил, что при «беспрецедентных санкционных ограничений, разрушающих исторически сложившуюся логистику» перед отраслью стоит государственная задача по обеспечению рентабельности поставок на международные рынки. Это возможно только при «обеспечении недискриминационного доступа и прозрачности ценообразования». И если тарифы РЖД публичны, то цены остальных участников рынка закрыты, отметил собеседник.
По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Станислава Данилова, сейчас закон не обязывает участников рынка раскрывать ценообразование. Но если инициатива РЖД по «всеобъемлющему сбору данных» будет принята, то юридически реализовать ее можно, считает он. «Мы видели это на примере законопроекта о рекламе, который оговаривает сбор со всего рынка довольно значительного объема информации», – пояснил юрист.
Но РЖД – коммерческая компания, добавляет Данилов. Необходимо будет добиваться включения в закон гарантий того, что конфиденциальная информация будет надежно защищена, что будет внедрен «водораздел» между интересами РЖД и участников рынка, что, по словам юриста, сложнореализуемо.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, здравое зерно в предложениях РЖД в том, чтобы сделать публичными ставки стивидоров и стоимость операций на терминалах. «В большинстве случаев они и сейчас доступны на сайтах, хотя и не носят характер оферты и предусматривают индивидуальные условия», – пояснил он.
Об этом в письме говорит и ФАС: ставки перевалки не отражают полную информацию о совокупных транспортных затратах грузоотправителей, которые помимо тарифа оплачивают операторам портов дополнительные сборы.
В Минтрансе, Росжелдоре, Ассоциации морских торговых портов и стивидорных компаниях на вопросы «Ведомостей» не ответили.