Россия в первом полугодии 2022 года на 40% сократила экспорт руды в Китай
Поставки падают на фоне проблем с логистикой и снижения рентабельностиЭкспорт железорудной продукции из России в Китай за первое полугодие 2022 г. упал на 40% до $478 млн в денежном выражении, следует из данных главного таможенного управления КНР. Физический объем экспорта железорудного сырья (ЖРС), по расчетам «Ведомостей» на основе данных китайской таможни, снизился меньше – всего на 20% до 3,4 млн т.
Это происходило на фоне заметного падения цен на ЖРС в первой половине года. Так, средние котировки железной руды (CFR Китай) в январе – июне 2022 г. снизились в годовом выражении на 26% до $135 за 1 т.
Всего за январь – июнь 2022 г. Китай импортировал 535,7 млн т ЖРС, что на 4,4% меньше, чем в аналогичный период 2021 г. Доля России в поставках на рынок КНР составила 1%. Крупнейшими экспортерами руды в КНР являются Австралия (64%), Бразилия (20%) и ЮАР (4%).
За 2021 г. Россия экспортировала 25,4 млн т ЖРС, доля КНР составила около 39%, или 9,89 млн т, следует из данных российской ФТС.
Китай, производящий более половины мировых объемов стали, является крупнейшим в мире потребителем ЖРС и ежегодно импортирует более 1,1 млрд т сырья.
1%
составила доля российских поставок железорудного сырья на рынке КНР в первом полугодии 2022 г.
После начала 24 февраля СВО России на Украине и усиления антироссийских санкций европейский рынок фактически оказался закрыт для большей части номенклатуры черной металлургии из России. Хотя ЖРС не попало под запрет, у металлургических компаний России возникли серьезные трудности с его доставкой европейским потребителям из-за проблем с логистикой. По данным ФТС, в 2021 г. Россия поставила в Европу 9,6 млн т ЖРС, что сопоставимо с объемом поставок в КНР.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов отмечает, что резкое снижение объемов экспорта в Китай негативно влияет на рентабельность предприятий по добыче ЖРС. «Об этом свидетельствует снижение производства железорудного концентрата в июне 2022 г. почти на 10% к маю до 7,6 млн т», – добавляет он. Крупнейшими отечественными поставщиками ЖРС в КНР, по словам Хазанова, являются «Металлоинвест» и Кимкано-Сутарский ГОК (актив IRC, крупнейший акционер с долей 29,9% – Николай Левицкий), меньшие объемы поставляет Ковдорский ГОК «Еврохима». В «Металлоинвесте», «Еврохиме» и IRC не ответили на запросы «Ведомостей».
Аналитик «Финама» Алексей Калачев допускает, что в наибольшей степени от снижения поставок в Китай мог пострадать «Металлоинвест», который является крупнейшим российским производителем и экспортером ЖРС. По отчетности компании, в 2021 г. холдинг произвел 76,9 млн т железорудной продукции (концентрат, окатыши и др.), на экспорт ушло 27,7 млн т железорудной продукции. Из них 5,8 млн т, по оценкам Калачева, отгружено в Азию и 5,4 млн т – в Европу.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин поясняет, что поставки руды из России в Китай традиционно шли через Одессу, которая способна принимать крупные сухогрузы типоразмера Capesize. После начала СВО такие поставки стали невозможны. Отправка руды менее крупными судами Panamax и Handysize, по словам эксперта, обходится очень дорого, поэтому везти морем из российских южных портов руду в Китай, особенно на фоне падения цен на нее, стало невыгодно. Кроме того, спрос на руду в Китае начал снижаться на фоне вспышки коронавируса, локдаунов, а также проблем в строительной отрасли.
Хазанов отмечает, что за последние недели импорт ЖРС в Китае немного вырос, что «дает повод для сдержанного оптимизма». Он напоминает про прогноз Goldman Sachs по поводу профицита железной руды в КНР в 67 млн т в 2022 г. из-за развивающегося в стране кризиса со строительством и покупкой недвижимости.
Калачев полагает, что поддержать спрос на ЖРС в КНР могут новые инфраструктурные проекты (терминалы аэропортов, высокоскоростные железные дороги, автодороги, энергетическая инфраструктура. – «Ведомости»), заявленные руководством страны для поддержки экономики.
Гришунин отмечает, что экспорт железной руды «в текущих условиях ценовой конъюнктуры» малопривлекателен для российских металлургов. И добавляет, что найти покупателей на российское ЖРС, помимо Китая, можно также в Турции, Африке и Индии. Но в полной мере компенсировать потери на китайском направлении, по его мнению, будет трудно.