Онлайн-продажи в России за год выросли почти в 1,5 раза – до 2,3 трлн рублей
Это связано в том числе с сокращением ассортимента торговых центровРоссияне потратили на покупки в интернете в первом полугодии 2022 г. 2,3 трлн руб., что в 1,5 раза больше, чем годом ранее, подсчитала Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). По словам ее представителя, на этом фоне онлайн-продажи на зарубежных площадках, наоборот, снизились на 27% год к году до 103 млрд руб. В результате доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж выросла с 8,8 до 11,2%. Похожие оценки и у агентства «Infoline-аналитика»: 2,4 трлн руб. было потрачено россиянами на приобретение товаров онлайн (без учета доставки готовой еды из ресторанов) в первом полугодии.
В интернете покупают главным образом электронику и бытовую технику (22% всех заказов), мебель и товары для дома (17,7%), одежду и обувь (13,9%), продукты питания (13,5%), товары для красоты и здоровья (7,5%) – на эти категории, по данным АКИТ, приходится более двух третей всех покупок в сети. Из общего объема на непродовольственные товары пришлось 1,97 трлн руб. (+52%), а на продукты – более 300 млрд руб. (почти вдвое больше, чем в январе – июне 2021 г.), говорит представитель «Infoline-аналитики». По словам генерального директора этого агентства Михаила Бурмистрова, наиболее динамичный рост за этот период демонстрировали мультикатегорийные маркетплейсы – Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «Сбермегамаркет». Их доля на рынке онлайн-продаж в 2021 г. составляла 39,7%, а в первой половине 2022 г. этот показатель вырос до 47,9%.
Ozon не комментирует результаты полугодия до публикации отчетности, заявил представитель компании.
Ранее представитель Wildberries сообщил, что в первом полугодии 2022 г. оборот маркетплейса увеличился на 94% год к году – до 628,7 млрд руб., а в единицах товаров рост продаж составил 77%. Из отчетности «Яндекс.Маркета» следует, что электронная коммерция, сервисы такси и доставки принесли группе 123,1 млрд руб. в первом полугодии 2022 г., что на 107% больше, чем было годом ранее.
Покупательная способность в онлайн-каналах не только сохранилась, но даже сильно выросла из-за нестабильности в традиционной рознице, объясняет президент АКИТ Артем Соколов. Он напоминает, что торговые центры столкнулись с сокращением ассортимента и уходом ряда иностранных брендов, тогда как на интернет-площадках товарные предложения сохраняются в достаточном количестве, там присутствуют привычные для потребителей марки и приходят новые бренды, производители и импортеры. Переток покупателей из офлайна в онлайн оказался настолько мощным, что интернет-торговля сохраняла положительную динамику даже при глубоком спаде рынка ритейла, добавляет партнер Data Insight Борис Овчинников. Но, по его мнению, бенефициарами этого продолжающегося роста станут лишь отдельные игроки.
Один из трендов ближайшего года, как считает Овчинников, это нарастающее доминирование универсальных маркетплейсов во всех категориях, кроме продуктов питания и фармацевтики. При этом «гонка онлайн-ритейлеров» может быстро свестись к битве двух лидеров. А на фоне сокращения инвестиций игроков рынка в логистику, в привлечение покупателей и продавцов будет расти значимость такого фактора, как уже накопленная известность, которая выше всего у Wildberries и Ozon, рассуждает эксперт.
Интернет-продажи по итогам всего года ожидаются на уровне 5,8 трлн руб., говорит Овчинников. Бурмистров допускает рост до 6 трлн руб., что на 45% больше, чем было в прошлом году. Прогнозы на второе полугодие 2022 г. будут зависеть от того, получится ли игрокам наладить стабильные поставки от российских производителей, а не только по каналам параллельного импорта, считает руководитель кластера e-commerce Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов. Он прогнозирует самый активный рост в ближайшие полгода-год в сегментах доставки продуктов и медицинских товаров, особенно если разрешат доставлять домой рецептурные лекарства. Взрывной рост он ожидает и в сегменте доставки алкоголя, если ее тоже разрешат.