Цены на нефть пошли вниз на фоне стабилизации глобального спроса

В краткосрочной перспективе возможно падение котировок до $85 за баррель, считают эксперты
На нефтяной рынок продолжают действовать «разнонаправленные факторы»
На нефтяной рынок продолжают действовать «разнонаправленные факторы» / Martin Meissner / AP

Мировые котировки на нефть стремительно снижаются: 4 августа на 20.00 мск октябрьский фьючерс на нефть эталонной марки Brent снижался на 3,2% к предыдущему закрытию до $93,6/барр. впервые с 14 июля. Стоимость фьючерса на американский сорт WTI снизилась на 2,3% до $88,5/барр.

Давление на нефтяной рынок оказывают опасения инвесторов о том, что рост процентных ставок центробанков и замедление темпов подъема мировой экономики окажут существенное негативное влияние на спрос, пишет портал Trading Economics. Снижению цен во многом способствовали заявление минэнерго США об увеличении запасов нефти на прошлой неделе на 4,47 млн барр. и принятое 3 августа решение участников соглашения ОПЕК+ повысить квоту на добычу нефти в сентябре дополнительно на 100 000 барр./сутки.

После начала 24 февраля СВО на Украине ряд западных стран решили отказаться – сразу или постепенно – от импорта российской нефти, что создало риски дефицита на рынке. США и Великобритания объявили полное эмбарго на российскую нефть еще в начале марта, а ЕС к 31 мая смог согласовать частичный запрет на морские поставки из РФ в рамках шестого пакета санкций. В то же время ограничения для поставок по нефтепроводу «Дружба» мощностью 720 000 барр./сутки вступят в силу только в начале 2023 г. («Ведомости» писали об этом 14 июля).

МЭА в июне признало, что попытки «наказать Москву» с помощью запрета на импорт нефти «только усугубили кризис предложения и привели к росту цен» («Ведомости» писали об этом 16 июня). В итоге с февраля по июнь 2022 г. стоимость Brent выросла на 31% до $121/барр., а WTI – на 22% до $118.

Российская нефть продавалась на мировом рынке с дисконтом, превышавшим $30 на баррель, но высокие цены на нефть компенсировали его и подстегивали спрос в странах, не присоединявшихся к санкциям. Если в конце мая вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что добыча нефти в России может снизиться с 524 млн т в 2021 г. до 480–500 млн т в 2022 г., то 16 июня глава Минэнерго Николай Шульгинов отметил, что добыча нефти с учетом конденсата в этом году может сохраниться на уровне 2021 г. «или уменьшиться на 3–5%» («Ведомости» писали об этом 3 августа). В июне Россия «удивила своим объемом добычи нефти», обеспечив крупнейшее в мире увеличение предложения, следует из отчета МЭА за 13 июля.

Несмотря на существенную просадку котировок Brent и WTI в начале августа, говорить об устойчивом тренде в ценах на нефть преждевременно, считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. По его словам, в условиях стабилизации рынка ключевым драйвером, определяющим движение котировок, станут фундаментальные факторы. Поскольку последнее решение ОПЕК+ сформировало представление о дальнейших планах по наращиванию добычи, ближайшие несколько недель внимание нефтетрейдеров будет приковано к данным, отражающим динамику спроса на глобальном рынке, полагает Блохин.

По его мнению, на нефтяной рынок продолжают действовать «разнонаправленные факторы». «В ближайшие дни цены на нефть могут как вернуться в область трехзначных значений (т. е. выше $100/барр. – «Ведомости»), так и закрепиться у отметки $90 за баррель. Тем не менее, по нашим оценкам, текущая справедливая стоимость нефти Brent все еще превышает $100 за баррель», – резюмировал эксперт.

Начальник управления информационно-аналитического контента «БКС мир инвестиций» Василий Карпунин также допускает краткосрочное снижение нефтяных цен до $85–90/барр. «Все-таки общая конъюнктура сейчас указывает в пользу временного risk-off сценария», – уточняет он. Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов связывает снижение котировок с тем, что «мировой рынок нефти близок к насыщению». Он добавляет, что цена $85–90/барр. «более комфортна» для мировых производителей нефти, чем $100–120/барр.