«Газпром» предложил Европе газ в обмен на снятие санкций
Без этого монополия отказывается запускать «Северный поток – 1» на полную мощностьПредставитель «Газпрома» 3 августа официально отказался принимать из Германии отремонтированную турбину Siemens для газопровода «Северный поток – 1». Он заявил, что «санкционные режимы Канады, ЕС, Великобритании и несоответствие существующей ситуации действующим контрактным обязательствам со стороны Siemens делают поставку двигателя № 073 на компрессорной станции (КС) «Портовая» (начало морского участка «Северного потока – 1». – «Ведомости») невозможной».
Отправить находящуюся в Германии турбину для газопровода «Северный поток» в Россию мешает позиция «Газпрома», признавал в тот же день ранее гендиректор немецкой Siemens Energy Кристиан Брух. Заявление было сделано в рамках визита канцлера ФРГ Олафа Шольца в г. Мюльхайм-на-Руре, где чиновник осматривал ту самую турбину.
Брух подчеркнул, что компания заинтересована в том, чтобы при поддержке правительства ФРГ вернуть двигатель в Россию. «С нашей точки зрения, все документы, таможенные документы <...> готовы, но нам нужно участие клиента, т. е. «Газпрома». Этого пока нет. Поэтому мы не может поставить эту турбину, которая находится здесь уже более недели», – заявил топ-менеджер (цитата по «РИА Новости»).
Шольц подчеркнул, что со стороны Берлина нет препятствий для отправки в Россию отремонтированной и доставленной из Канады турбины. Он добавил, что агрегат могут «отправить быстро, как только Россия этого пожелает» (цитата Bloomberg).
Канцлер также заверил, что для ее транспортировки есть необходимые разрешения от Германии, ЕС, Великобритании и Канады.
Но «Газпром» обещания западных контрагентов явно не устраивают. Ранее зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов подробно перечислял связанные с этим риски. Например, он говорил, что компании для приема двигателя обратно нужны гарантии неприменения санкций со стороны Канады, Великобритании и ЕС («Ведомости» писали об этом 1 августа). Он также обращал внимание на ряд технических ошибок в документации. В частности, Канада выдала разрешение на доставку двигателя в Германию, а не в Россию. По словам Маркелова, это создает риски нарушения «Газпромом» санкций Канады.
Кроме того, поставщиком турбины является зарегистрированная в Великобритании Industrial Turbine Company Limited, которая должна подчиняться требованиям британского законодательства, что вновь усиливает для «Газпрома» риски санкций, но уже со стороны Лондона. В качестве получателя двигателя указывается «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», но не как дочерняя компания «Газпрома» (как на самом деле), а как «дочка» «Газпром нефти». Создает риски, по мнению Маркелова, и то, что канадское разрешение на поставку турбины выдано не головной структуре Siemens Energy, с которой у «Газпрома» заключен сервисный контракт, а ее «дочке» Siemens Energy Canada Limited.
До июня 2022 г. по «Северному потоку» поставлялось 167 млн куб. м газа в сутки. В середине июня из-за проблем с возвращением из Канады двигателя Siemens для КС «Портовая» прокачка снизилась на 40%, а 27 июля – еще на 20% до 33 млн куб. м в сутки. По данным оператора газопровода Nord Stream AG и расчетам «Ведомостей», 2 августа по «Северному потоку – 1» в ЕС прошло около 32,8 млн куб. м. Спотовые цены на газ в ЕС с конца июля держатся выше $2000 за 1000 куб. м. По данным биржи ICE, 3 августа на хабе TTF в Нидерландах сентябрьский фьючерс торговался по $2190 за 1000 куб. м.
Поставка турбины в условиях действующих санкций требует разрешения государств, которые ввели общий запрет на экспорт подобной продукции в Россию, указывает управляющий партнер Pen & Paper Антон Именнов. Он также считает, что все неточности и ошибки, о которых говорил Маркелов, являются основаниями для «Газпрома» не принимать двигатель.
Но удовлетворить требования «Газпрома» крайне непросто, отмечают юристы. Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов добавляет, что ключевой для «Газпрома» вопрос – получить гарантии неприменения санкций. Но, по его словам, «сложно представить ситуацию, при которой стороны смогли бы в устной форме договориться о невведении санкций». Другой вопрос, что получить такие гарантии от ЕС, по мнению Горбунова, будет крайне трудно даже при явном желании ряда государств – членов союза предоставить их «Газпрому» из-за усугубляющегося энергокризиса. «ЕС сейчас крайне поляризован и децентрализован, – заметил юрист. – Сторонникам предоставления гарантий придется искать какие-то компромиссы, как-то договариваться со странами, занимающими принципиально негативную позицию в отношении «Газпрома» и России».
Даже если на фоне угрозы энергетической безопасности члены ЕС захотят предоставить необходимые для «Газпрома» гарантии, сделать это на практике они не смогут из-за отсутствия консенсуса среди стран, соглашается директор Института политических исследований Сергей Марков.
Но если ЕС и согласится предоставить гарантии неприменения санкций в отношении «Газпрома», вопрос будет заключаться в том, признает ли российская компания эти обещания как гарантии, говорит научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов. «Налицо сейчас дефицит доверия, который, безусловно, распространяется и на ситуацию вокруг Siemens. Поэтому не ясно, что именно «Газпром» согласится рассматривать в качестве гарантий», – подчеркнул политолог. Соколов также добавил, что против предоставления таких гарантий могут высказываться не только отдельные страны, входящие в ЕС, но и другие западные государства, такие как Канада и Великобритания.
В «Газпроме» и Siemens Energy на запросы «Ведомостей» не ответили.