«Норникель» в 2022 году увеличил прибыль и нарастил долги

Но сектор цветной металлургии в РФ чувствует себя лучше, чем сталелитейные компании
В конце июля компания обнародовала операционные результаты за первое полугодие 2022 г., сообщив о росте производства никеля на 26% до 99 951 т
В конце июля компания обнародовала операционные результаты за первое полугодие 2022 г., сообщив о росте производства никеля на 26% до 99 951 т / Kirill KUDRYAVTSEV / AFP

Выручка ГМК «Норильский никель» Владимира Потанина по МСФО за первое полугодие 2022 г. составила $9 млрд, практически не изменившись к прошлогоднему показателю. Об этом сообщается в отчете компании, опубликованном 2 августа. «Норникель» первым из крупнейших российских компаний цветной металлургии обнародовал финансовые итоги за первое полугодие.

В отчете отмечается, что эффект роста цен на основные цветные металлы, а также рост объема производства компании в январе – июне были нивелированы падением цен на палладий и сокращением объемов продаж из-за нарушения логистических цепочек. EBITDA «Норникеля» упал по итогам шести месяцев на 16% до $4,8 млрд на фоне роста себестоимости производства продукции, вызванного дополнительными расходами на персонал и увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом чистая прибыль увеличилась год к году на 18% до $5,1 млрд за счет укрепления курса рубля и переоценки долговых обязательств в иностранной валюте, сообщила компания. Чистый долг «Норникеля» вырос вдвое до $10 млрд из-за снижения FCF (свободного денежного потока) и выплаты дивидендов за 2021 г. на общую сумму $6,2 млрд. Соотношение чистый долг/EBITDA составило комфортные 1,1.

В 2021 г. «Норникель» увеличил выручку по МСФО на 15% до $17,9 млрд, EBITDA – на 37% до $10,5 млрд, чистую прибыль – почти вдвое до $7 млрд.

В конце июля компания обнародовала операционные результаты за первое полугодие 2022 г., сообщив о росте производства никеля на 26% до 99 951 т, меди – на 18% до 203 930 т, палладия и платины – на 8% до 1,4 млн унций и на 1% до 321 000 унций соответственно. Компания объясняла рост производства «более низкой производственной базой аналогичного периода 2021 г.», когда из-за аварий были временно остановлены рудники «Октябрьский» и «Таймырский» и обогатительная фабрика в Норильске.

Другие крупнейшие компании России сектора цветной металлургии – UC Rusal, УГМК, Русская медная компания, «ВСМПО-Ависма» – своих отчетов в 2022 г. еще не представляли. Как писали «Ведомости», после начала 24 февраля СВО на Украине мировые цены на металлы ускорили рост, пик которого пришелся на начало марта. Так, цена палладия на бирже Comex 8 марта достигла исторического максимума в $3289 за унцию (+32% к уровню 23 февраля), платина торговалась по $1175 за унцию (+7%). 2 августа палладий на Comex стоил в районе $2090 за унцию, платина – $907 за унцию.

Цены алюминия и никеля в марте также обновили исторические максимумы, достигнув потолка в $3984 за 1 т (+20%) и $42 990 за 1 т (+72%) соответственно, свидетельствуют данные Лондонской биржи металлов (LME). На 2 августа алюминий стоил $2447/т, никель – $24 100/т.

Крупнейший российский производитель алюминия UC Rusal после начала СВО столкнулся с серьезными трудностями в поставках глинозема (полуфабрикат для производства металла). В начале марта 2022 г. компания вынуждена была остановить производство на своем украинском предприятии в Николаеве, которое обеспечивало порядка 21% потребностей UC Rusal в глиноземе. А в середине марта запрет на поставки глинозема и алюминиевой руды в Россию ввела Австралия, на которую приходилось около 9% от общих потребностей UC Rusal в этом сырье. На фоне сложностей с традиционными поставщиками в первой половине 2022 г. резко вырос импорт глинозема на российский рынок из Казахстана, достигнув почти 400 000 т («Ведомости» писали об этом 17 июля).

Из-за антироссийских санкций корпорация «ВСМПО-Ависма», единственный в России производитель титана, лишилась крупного потребителя в лице американского Boeing («Ведомости» писали об этом 8 марта). На долю «ВСМПО-Ависма» приходится около четверти мирового рынка. По оценкам экспертов, компания обеспечивает до 35% потребностей в титане Boeing, 65% – Airbus, 100% – Embraer. Гендиректор российской компании Дмитрий Осипов тогда говорил о готовности «переориентировать сбытовую политику на другие рынки и направления». В ЕС «ВСМПО-Ависма» не попала под санкции из-за опасений европейцев, что Россия может полностью запретить поставки своего титана в Европу. Это негативно сказалось бы на деятельности второго в мире авиастроительного концерна – Airbus SE.

Мировой рынок меди в первом полугодии текущего года также столкнулся с рядом серьезных проблем. Отреагировав на СВО ростом цен до $10 730/т в марте (+8% к февралю), медь с начала июня подешевела почти на 28% до $7000/т из-за опасений дефицита на фоне снижения деловой активности в Китае и вспышки коронавирусной инфекции. 2 августа трехмесячный фьючерс на медь стоил $7939/т, следует из данных LME.

По оценке управляющего директора НРА Сергея Гришунина, мировые цены на медь во втором полугодии могут опускаться в определенные моменты ниже $5000/т «из-за продолжающихся кризисных явлений». «Для большинства поставщиков такой ценовой уровень ниже себестоимости, что в конечном итоге приведет к дефициту металла», – считает он.

Покупать ли акции «Норникеля»?

Акции «Норникеля» во вторник, перед публикацией финансовых результатов II квартала, снижались в цене – по итогам дня бумаги просели на 2,9% до отметки 15 140 руб. за штуку. «C технической точки зрения бумаги выглядят слабо и пока не подают сигналов, предвещающих возвращение к повышению», – отмечает аналитик ИК «Велес-капитал» Елена Кожухова.

Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов называет текущую ситуацию в секторе цветной металлургии «стабильной». По его словам, даже с учетом сильной производственной инфляции и укрепившегося рубля уровни цен для российских экспортеров «достаточно комфортны». При этом Красноженов указывает на риски. «Потенциальными угрозами для российских экспортеров цветных металлов являются ограничения на экспорт в Европу и рост оборотного капитала из-за замедления платежей от зарубежных покупателей. Кроме этого негативно повлиять на спрос могут новые ковидные ограничения в Китае», – предупреждает он.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров говорит, что ситуация в цветной металлургии выглядит «получше, чем в черной».

Критическая ситуация в черной металлургии в России сложилась после того, как ЕС ввел запрет на поставки самой маржинальной и ходовой продукции, такой как листовой прокат. После этого объемы производства у ведущих предприятий сектора – «Северстали», ММК, НЛМК, «Металлоинвеста», Evraz – стали падать. Ранее в профильной ассоциации «Русская сталь» падение производства в июне оценивали в 20–50% у разных предприятий. Вице-премьер Денис Мантуров говорил, что за II квартал экспорт предприятий черной металлургии снизился на 20%.

Макаров поясняет, что экспорт российской цветной металлургии не попал под санкционные ограничения, поэтому оказался менее уязвим. С ним согласен независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, который допускает, что по итогам 2022 г. компании цветной металлургии могут увеличить ключевые финансовые показатели на 10–15%, а загрузку производства – на 10% за счет «повышения котировок на LME и перезагрузки спроса». Макаров считает, что ситуация в значительной степени определяется динамикой цен на мировом рынке. «При сохранении цен на низком уровне к концу года можно ожидать ухудшения финансовых результатов компаний цветной металлургии», – предупреждает он. Ведущий аналитик «Велес-капитала» Василий Данилов полагает, что экспортеров, в том числе и цветных металлов, во второй половине 2022 г. может поддержать ослабление рубля до 70–80 руб. за доллар США.