Основатель «Р-фарма» Репик продал компанию, поставляющую медоборудование в Россию
Это может быть связано с желанием бизнесмена обезопасить свои активы от санкцийУ компании «Р-фарм интернешнл», которая занимается развитием активов по производству и дистрибуции иностранной медтехники, сменились владельцы. 29 июля основатель «Р-фарма» Алексей Репик продал доли в ней генеральному директору группы Василию Игнатьеву (33%) и ее финансовому директору Андрею Смирнову (1%), по данным «СПАРК-Интерфакса». Еще по 33% в ней теперь принадлежат гендиректору «Р-фарм холдинга» Ольге Курьяновой и некой Валерии Даевой. Последняя, по данным на апрель 2020 г., была учредителем АО «УК «Валдай», которое участники рынка связывают с Репиком. Сам бизнесмен на звонок «Ведомостей» не ответил. Игнатьев, а также представители группы «Р-фарм» и госкорпорации ВЭБ.РФ (у нее в залоге находятся все доли совладельцев «Р-фарм интернешнл») от комментариев отказались. Связаться со Смирновым, Курьяновой и Даевой не удалось.
«Р-фарм интернешнл» была выделена из «Р-фарма» в 2017 г. В нее входит ряд компаний, которые занимаются разными видами деятельности. К примеру, «Фабрика РТТ» выпускает по лицензии американской компании Varian медтехнику для терапии онкологии и поставляет в Россию иностранные системы радиотерапии и радиохирургии, «Р-генпроизводство» производит медицинские инструменты и оборудование, а «Р-фарм венчурс» принадлежит производственно-лабораторный кластер «Богородское», 28% центра лабораторной диагностики «Преображенское» и 49% завода «Р-фарм Новоселки», выпускающего лекарства в Ярославле. Выручка «Р-фарм интернешнл», по данным «СПАРК-Интерфакса», в 2021 г. выросла в 2 раза по сравнению с предыдущим годом, составив 11,9 млрд руб., чистая прибыль также увеличилась – на 56% до 4,8 млрд руб.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты затруднились оценить стоимость «Р-фарм интернешнл». Но, по мнению директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, вряд ли Репик продал ее по рыночной цене. С ним согласен и генеральный директор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк, который отмечает, что ее новыми владельцами стали доверенные лица бизнесмена.
Оба эксперта считают, что Репик мог выйти из компании с целью минимизировать возможные санкционные риски. Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт напоминает, что в последние месяцы аналогичные сделки с применением различных опционов и залогов получили в России широкое распространение (динамику он не уточнил). Он объясняет это как раз ростом числа физических и юридических лиц, включенных в разные санкционные списки, а также уходом из страны иностранных компаний.
К примеру, депутат Госдумы Евгений Нифантьев летом этого года передал права на 99,99% ООО «Нео-фарм», которое управляет аптечными сетями «Неофарм» и «Столички», закрытому паевому инвестиционному фонду (ЗПИФ) «Здравинвест». Его пайщики не известны. А сеть магазинов французской косметики и парфюмерии L’Occitane при передаче бизнеса своим топ-менеджерам осталась залогодержателем активов. Эксперты тогда объясняли, что такие сделки позволяют продавцу выкупить местный бизнес обратно в случае благоприятной ситуации. McDonald’s при передаче своих ресторанов бизнесмену Александру Говору также включил в договор опцион о возможном возвращении на рынок в течение 15 лет.
В отличие от Репика, который является публичным основателем «Р-фарма» и председателем общественной организации «Деловая Россия», у топ-менеджеров рисков оказаться под санкциями нет, считает Беспалов. Впрочем, сейчас и Репика нет ни в каких санкционных списках. Смена бенефициаров обезопасит актив от вероятных ограничений, добавил Беспалов.
В конечном счете все доли «Р-фарм интернешнл» со временем могут быть возвращены Репику, уверен Шуляк.