Жесткие дискаунтеры во II квартале росли быстрее обычных магазинов
Этому способствует стремление россиян к экономииВыручка «Магнита» во II квартале 2022 г. увеличилась почти на 39% год к году до 588,6 млрд руб., следует из сообщения компании. Правда, без учета «Дикси» (эта сеть была приобретена летом прошлого года) рост был более скромным – 19,7%. Чистую прибыль ритейлер в своем отчете не раскрывает. Но в нем сказано, что сопоставимые продажи во II квартале у компании выросли на 13,1% (против 11,1% кварталом ранее) главным образом за счет увеличения среднего чека.
На конец квартала «Магнит» имел в своем портфеле 375 жестких дискаунтеров «Моя цена», из которых 102 были запущены в этом периоде. Рост сопоставимых продаж в «Моей цене» превысил 60%, отмечает аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин. Ритейлер продемонстрировал очень позитивную динамику продаж и почти идеальный пример интеграции: при покупке «Дикси» им удалось сохранить почти всю команду и обеспечить успешную синергию собственных торговых марок (СТМ), что обеспечивает высокие показатели прибыльности, поясняет генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Одновременно с «Магнитом» по II кварталу отчитался «О’кей». Чистая розничная выручка ритейлера по итогам трех последних месяцев выросла на 11,5% до 49,5 млрд руб. в основном за счет дискаунтеров «ДА!» (+68,5% в годовом выражении до 14,1 млрд руб.), который более чем на треть нарастил и продажи, и площади магазинов.
Для потребителей значимость фактора цены очень сильно выросла, и самые сильные игроки – и «Магнит» с «Моей ценой», и X5 Group с «Чижиком» – делают большой упор на формат дискаунтера, а также очень агрессивно растут такие игроки, как «Светофор», «Доброцен» и др., указывает Бурмистров. Как показывает ранее опубликованная отчетность X5 Group, кроме онлайна быстрее всего росла выручка именно сети жестких дискаунтеров «Чижик» – в 28 раз до 6,8 млрд руб. Сеть открыла 64 магазина за квартал (всего 153). Средний чек быстрее всего рос во II квартале также у «Чижика»: на 44,6% до 689,1 руб. «Результаты формата превосходят все ожидания, и этот формат, учитывая большую долю в Москве и Московской области, и демонстрирует, насколько эффективны могут быть жесткие дискаунтеры в городах с высоким уровнем доходов населения», – отмечает Бурмистров.
Наконец, Fix Price, управляющий крупнейшей в стране сетью магазинов фиксированных цен, во II квартале увеличил выручку на 27% по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год – до 69,2 млрд руб. «Снижение реальных доходов населения усилило рыночные позиции Fix Price относительно конкурентов в связи с низкобюджетным позиционированием сети. Кроме того, собственная закупка позволила достаточно быстро поменять ассортимент сети, адаптировав его к изменившемуся потребительскому спросу», говорит старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов.
За последний год произошел взлет интереса к формату жесткого дискаунтера, такие сети выросли кратно и продолжат активно расти в ближайшей перспективе, считает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса в Высшей школе экономики Александр Лебедев. По его словам, сокращение располагаемых доходов никуда не ушло: россияне стали больше экономить и скупать товары долгосрочного хранения. Кроме того, происходит привыкание к стрессу: люди готовы меньше выбирать, быть более лояльными к конкретным ритейлерам, считает Лебедев. Быть рентабельными жестким дискаунтерам удается за счет экономии от снижения уровня расходов, перекладывания базовых функций мерчандайзинга на покупателей, снижения разнообразия товаров и сокращения вспомогательных площадей магазинов, поясняет эксперт.
«Модель дискаунтеров с точки зрения операций – это ничего лишнего», – говорит генеральный директор ГК «Красный Яр» Анжела Рябова. По ее словам, предпосылкой роста дискаунтеров в России является переход населения на рациональную модель потребления, когда покупатель становится внимательным к расходам и понимает, что не обязательно переплачивать за бренд или сервис.
В России могут появиться и новые жесткие дискаунтеры, считает Рябова. «На мой взгляд, достаточно свободы сейчас в нише non food, в которой работает Fix Price: например, в каждой стране работает несколько таких сетей, в США – Dollar Tree, Dollar General, 0.99 cents only, Five Bellow, а в Европе – Tiger Fly, Tedi, Action», – перечисляет она.