Россия может выделить $31 млрд на ж/д проекты в Казахстане, Монголии и КНР

Но без поддержки азиатских соседей реализовать их будет затруднительно
Расширить ж/д инфраструктуру на востоке без соседей не получится
Расширить ж/д инфраструктуру на востоке без соседей не получится / Евгений Епанчинцев / ТАСС

Россия может выделить $30,8 млрд на развитие зарубежных проектов по строительству железнодорожной инфраструктуры в Казахстане, Монголии и Китае до 2030 г. Об этом говорится в презентации Минтранса России, с которой ознакомились «Ведомости». Подлинность документа подтвердил источник, близкий к министерству.

На эти деньги планируется построить три новых железнодорожных пункта пропуска через госграницу России с сопредельными странами, 369 км путей на территории России и 3000 км железных дорог в Казахстане, Монголии и КНР, следует из презентации. Конкретные проекты в ней не названы. Но, судя по карте транспортно-логистических коридоров, которая есть в презентации, речь может идти как минимум о семи масштабных стройках.

Предложения Минтранса должны лечь в основу новой разработки правительства – модели развития страны в сложившейся геополитической реальности («Ведомости» писали о ней 6 июля). Сейчас ведется работа над основными сценариями развития экономики до 2030 г. для этой модели с участием экспертов, бизнеса, а также представителей регионов, говорил источник «Ведомостей». Предложения систематизируются в Минэке. В сентябре процесс планируется финализировать, консолидировать разработки в документ и представить на рассмотрение президента, резюмировал собеседник «Ведомостей».

«Ведомости» направили запросы в правительство, Минэкономразвития, Минтранс и РЖД.

Что построят

Самый крупный проект – создание нового международного транспортного коридора (МТК) Россия – Монголия – Китай. Он предполагает строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино (Тува и Красноярский край) с выходом к российско-монгольской границе и далее через Монголию в Китай.

Ветку от Элегестского угольного месторождения через Кызыл до Курагино протяженностью около 400 км должна была строить по концессии Тувинская энергетическая промышленная корпорация (ТЭПК) Руслана Байсарова. РЖД подписала договор с ТЭПК в апреле 2019 г., инвестиции в проект должны были составить 126,6 млрд руб., срок строительства – 4,5 года. Проект позволил бы вести полноценную разработку Элегестского месторождения и соединить регион с Транссибом.

Но в апреле 2021 г. правительство приостановило эту концессию на срок до пяти лет. Весной 2022 г. и. о. главы правительства Тувы Александр Брокерт говорил, что власти Красноярского края, Хакасии и Тувы готовят обращение к федеральным властям о возобновлении строительства дороги. В июне проект МТК был представлен советником главы Тувы Владимиром Донских на ПМЭФе, но уже без отрезка пути до Элегеста. По последним оценкам «РЖД-инвеста» и Корпорации развития Енисейской Сибири, стоимость строительства всего коридора до Китая – более 1 трлн руб., предположительная загрузка – 73 млн т грузов в год, что позволит снизить нагрузку на Восточный полигон (БАМ и Транссиб) на 20%.

Следующим крупным проектом является 226-километровая железная дорога в Монголии до границы с Китаем. Линия начнется со станции Зуунбаян Улан-Баторской железной дороги (находится в управлении РЖД) до контрольно-пропускного пункта Ханги, соединяя его с китайским пунктом пропуска Мандал. В результате расстояние транспортировки от монгольской станции Ероо, где осуществляется погрузка на Россию, до станции Баотоу в Китае сократится с 1722 до 1404 км. Строительство дороги началось в марте 2022 г.

В Приморском крае запланировано создание железной дороги Лесозаводск – Хулинь (Китай) длиной 56 км. О проекте стало известно еще в 2005 г. Тогда власти КНР заявили о привлечении частного капитала для его реализации. Строить дорогу собирались с двух сторон и соединить ее на пограничном мосту через Уссури. Но проект так и не был реализован. В 2017 г. местные власти связывали это с нехваткой средств у российской стороны.

В Амурской области планируется возобновить работу погранперехода Джалинда – Мохэ (КНР) и модернизировать пути на этом участке. Этот пункт пропуска открылся в 1993 г., в начале 2000-х гг. работу приостановили в связи с низким грузопотоком. По предварительным оценкам, проект позволит сократить расстояние для перевозки грузов между Китаем и Россией на 1000 км.

В Забайкальском крае (населенный пункт Староцурухайтуй) может быть возведен второй железнодорожный погранпереход в направлении КНР. Как писал в январе 2021 г. «Коммерсантъ», вопрос строительства этого пункта пропуска для перевозки угля обсуждался на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике. Интерес к проекту, по словам источников издания, тогда проявлял Китай.

Также в Забайкалье может быть модернизирован погранпереход Соловьевск – Эрэнцав (Монголия) с последующим продлением линии Соловьевск – Баян-Тумэн (Монголия) до границы с КНР. Сейчас через пункт пропуска практически не ездят поезда, так как линия не соединена ни с основной магистралью, ни с КНР.

В Казахстане Россия планирует принять участие в строительстве транзитной ветки Аягоз – Бахты (граница с КНР) длиной 270 км. Переговоры между Казахстаном и Китаем на предмет реализации проекта идут уже не первый год, но из-за отсутствия финансирования к делу так и не приступили. Ожидается, что этот отрезок пути соединит северо-восток Китая, Казахстан и Россию.

Зачем нужны проекты

Имеющиеся железнодорожные мощности на Дальнем Востоке не позволяют полноценно переориентировать российский сырьевой экспорт на Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, говорит директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. По его словам, на фоне отказа Европы от нашего сырья и энергоресурсов развитие восточного направления – это важный вопрос. «Если сейчас начать строить, то это позволит поддержать нашу экономику в будущем», – резюмирует он. Деньги на это, по его словам, придется изыскать.

Общая логика проектов заключается в развитии и расширении возможностей всех ответвлений БАМа и Транссиба в направлении Китая для снижения нагрузки на них в конечной точке и создания возможностей для вывоза угля из регионов Дальнего Востока, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Россия вынужденно делает сверхбыстрый поворот в восточном направлении с четким пониманием того, что дефицит провозной способности будет сохраняться там как минимум следующие 3–4 года. По этой причине планы выглядят очень логично», – говорит он. Вопросы, по мнению аналитика, вызывает только линия Кызыл – Курагино, поскольку не ясен статус проекта по разработке угольного месторождения.

Проекты сложные и построить их оперативно вряд ли удастся, полагает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Сроки строительства погранпереходов он оценил максимум в два года, Кызыл – Курагино – около 5–7 лет, монгольских линий – от трех до семи лет. По его словам, $31 млрд может стоить только одна дорога Зуунбаян – Ханги в Монголии, поэтому без помощи азиатских партнеров не обойтись.

Помимо энергоресурсов, по мнению ведущего эксперта УК «Финам менеджмент» Дмитрия Баранова, перевозить по новым магистралям могут машины и оборудование, продукты питания, удобрения и лесные грузы, товары народного потребления, сельскохозяйственную продукцию и строительные грузы, металлы и автомобили. «Это могут быть как грузы в рамках взаимной торговли, так и транзит», – полагает он.

Факторами риска, по мнению Бурмистрова, является политика нулевой толерантности к коронавирусу в Китае, что вызывает как серьезные проблемы и перебои в работе пропускных пунктов в сообщении с Россией, так и замедление роста экономики. «С учетом дисконтов российских компаний для КНР отечественный уголь по сравнению с австралийским в портах Дальнего Востока до 2 раз дешевле (порядка $200 за 1 т). Спрос на наши энергоресурсы будет сохраняться, но нестабильность будет достаточно высокой. В этой связи проекты требуют скорейшей реализации», – подчеркнул эксперт.

За 21 день июля погрузка на восток по железной дороге выросла на 6,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, следует из данных РЖД. В дальневосточные порты – на 12,2%. Основную прибавку дал уголь – 15,3% (+700 000 т). Это произошло в том числе за счет приостановки с 1 марта правил недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД, которые определяли очередность и объем перевозимых по Восточному полигону грузов.

Расширить ж/д инфраструктуру на востоке без соседей не получится