Правительство хочет организовать для грузовиков электронные очереди на госгранице
Но нужно еще и увеличивать пропускные способности погранпереходов, считают в отраслиРегулирование очередности проезда транспортных средств (ТС) через пограничные пункты пропуска с помощью предварительных списков может попасть в пакет первоочередных действий по развитию российской экономики. Эта мера есть в перечне предложений министерств, с которым ознакомились «Ведомости». Его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству.
Согласно документу, мера необходима для регулирования логистики товаров, перевозимых автотранспортом, и переориентации транспортно-логистических путей на китайское направление. Источник «Ведомостей», который участвовал в подготовке документа, уточнил, что речь идет о внедрении системы электронной очереди для большегрузных автомобилей в наиболее загруженных пунктах пропуска.
Внедрение системы планируется на основании акта правительства, в котором будут определены ответственные органы власти, порядок формирования очередности проезда ТС, а также перечень пунктов пропуска, которые будут регулироваться, следует из документа. Ответственными за подготовку акта назначены Минтранс, ФТС, МВД и ФСБ.
В ФТС, МВД и ФСБ вопросы «Ведомостей» переадресовали в Минтранс, так как это ведомство занимается вопросами госполитики в области обустройства пунктов пропуска через госграницу. В Минтрансе на вопросы «Ведомостей» традиционно не ответили.
По словам опрошенных «Ведомостями» логистических и транспортных компаний, наиболее проблемные пункты пропуска находятся на границе с Китаем (Забайкальск, Краскино, Марково, Олочи, Пограничный, Полтавка, Староцурухайтуйский, Турий Рог) и с Грузией (Верхний Ларс).
По данным ФТС на 20 июля, перед Забайкальском очередь большегрузов достигала 90 машин, на 21 июля – 44, перед Верхним Ларсом – 600 и 550 фур соответственно. «В среднем сохраняются простои до 10 дней на всех пунктах пропуска. На Верхнем Ларсе и на Забайкальске простои могут достигать до 20 дней и более», – сказал «Ведомостям» гендиректор Globaltruck Илья Саттаров.
Первый серийный образец системы электронной очереди планируется запустить в пилотном режиме в Чернышевском (Калининградская обл.) до конца 2022 г., сообщал Минтранс в апреле. В 2021 г. было разработано ПО, его тестировали в пункте пропуска Торфяновка в Ленобласти. Новая система, по сообщению ведомства, позволит водителю выбрать время и конкретный пункт пропуска после внесения данных о транспорте, пассажирах и грузе на специальном портале.
Система, близкая к электронной очереди, работала на погранпереходах в Приморье (Пограничный, Краскино и Полтавка) в разгар пандемии коронавируса. С 9 июля 2022 г. такая же схема работает и для пропуска ТС по мосту через Амур между Благовещенском (Россия) и Хэйхэ (КНР).
На пункте пропуска Забайкальск также была инициатива запуска системы электронных очередей со стороны Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и ФКУ «Росгранстрой» (подведомственно Минтрансу), говорит Саттаров. Но система, по его словам, не заработала и живые очереди на переходе сохранились.
«Подобный инструмент в действии мы видели на погранпереходах между Белоруссией и Польшей, успели оценить его работоспособность перед введением пятого пакета санкций», – добавил он.
Коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский добавил, что аналогичная система также работает на российско-эстонской границе со стороны Эстонии на погранпереходах Нарва – Ивангород, Койдула – Куничина Гора и Лухамаа – Шумилкино и отлично себя зарекомендовала.
«Бронирование слотов в Эстонии производится в инфосистеме GoSwift, которая позволяет планировать время пересечения границы. Таким образом, водители могут еще в начале рейса знать, к какому моменту нужно быть на месте», – пояснил он. Оплата в системе, по словам Латинского, производится различными способами (банковское перечисление, кредитная карта, мобильный платеж, наличные).
Участники рынка поддерживают инициативу по созданию электронных очередей, но сами вкладываться в нее не готовы. По мнению президента Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александра Митюкова, реализация подобного проекта должна обеспечиваться за счет федеральных средств в рамках действующих национальных проектов.
Саттаров добавил, что услуга должна быть бесплатной, но с использованием принципа приоритетности – например, по уровню надежности перевозчика как налогоплательщика, его оплаты тарифа в системе «Платон» и других факторов.
Гендиректор Novelco Григорий Григорьев считает, что организация очереди – это только верхушка айсберга, так как основная сложность в не соответствующей текущим потребностям пропускной способности пунктов пропуска на границе Китая и России. По его словам, Забайкальск может принимать по 120 машин в день по каждому направлению. «Как правило, пункты пропуска – дорога с одной полосой движения, отдельную очередь без сопутствующих конфликтов там организовать сложно», – считает Григорьев.
По расчетам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, строительство современного пункта пропуска с электронной очередью и стоянкой для большегрузов занимает от года до двух лет. Финансирование, по его словам, заложено в госпрограмму «Развитие транспортной системы» и запланировано на уровне 2,9 млрд руб. на все погранпереходы с российской стороны.
«Исходя из расчета, что переоборудовано будет до трети от российских сухопутных автомобильных пунктов пропуска, установка системы обойдется в 50–80 млн руб. При этом пропускная мощность перехода возрастает в среднем на треть за счет внедрения новой системы», – подсчитал он.
По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, инвестиции в разработку системы не превысят 100 млн руб., а установка в каждом пункте будет стоить «несколько миллионов рублей». Вложения быстро окупятся, так как средняя стоимость использования системы за одно ТС, по опыту других стран, может составить от 300 до 1000 руб., говорит он.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что стоимость проекта может быть выше, так как для полноценной работы потребуется устанавливать часть оборудования (например, камеры) вдалеке от пунктов пропуска, на развилках дорог вблизи границы, чтобы водитель мог заранее выбрать менее загруженный пункт пропуска. «Окупаемость проекта в данном случае – это не возврат потраченных денег, а сокращение сроков ожидания, ускорение перевозки, улучшение экологической ситуации», – резюмировал он.