Red Wings, «Волга-Днепр» и «Авиастар-Ту» получат 11 восстановленных российских самолетов от ОАК
На эту программу Минпромторг предложил выделить 15,4 млрд рублейТри российских авиаперевозчика – Red Wings, «Волга-Днепр» и «Авиастар-Ту» – рассматривают возможность взять в лизинг три грузовых и восемь пассажирских самолетов, которые восстановит Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех»), выяснили «Ведомости». Речь идет об одном Ан-124, двух Ил-96-400Т и восьми Ту-204/214. На восстановление этих судов Минпромторг предложил выделить 15,4 млрд руб. Работы планируется завершить к 2024 г.
Red Wings начала предварительное обсуждение условий лизинга Ту-204/214, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Количество интересующих перевозчика самолетов он не назвал, но отметил, что компания может в кратчайшие сроки увеличить летный отряд Ту-204 на 8–10 экипажей. Начало поставок возможно в конце 2022 – начале 2023 г., знает источник «Ведомостей», близкий к «Ростеху».
В Red Wings уже поступали запросы от пилотов, которые переучились на иностранные самолеты и хотели бы вернуться к полетам на Ту-214, сообщил представитель авиакомпании. Для этих воздушных судов (ВС) прорабатывается маршрутная сеть, система тарифов, также Red Wings будет готовить пилотов, увязав программу обучения со сроками поставок, сказал он.
Эта авиакомпания была единственным эксплуатантом Ту-204/214 на регулярных рейсах и последней прекратила летать на них в 2018 г. Всего в ее парке было восемь таких самолетов, семь из которых, как и сама Red Wings, принадлежат лизинговой компании «Ильюшин финанс» (ИФК, входит в ОАК). Еще один борт был возвращен собственнику – грузовой авиакомпании «Авиастар-Ту». Все 11 самолетов, которые планирует восстановить ОАК, сейчас находятся на балансе ИФК.
Кроме того, с 2020 г. в эксплуатации у Red Wings находится один Ту-204/214 в VIP-компоновке. Он принадлежит ОАК и осуществляет заказные перевозки.
Представитель «Авиастар-Ту» сказал «Ведомостям», что перевозчик рассматривает возможности лизинга Ил-96-400Т и Ан-124, которые восстановит ОАК. Источник, близкий к группе «Волга-Днепр», рассказал «Ведомостям», что разговоры о покупке грузовых Ил-96 и Ан-124 ведутся, но носят «противоречивый характер». Собеседник отметил, что главным для «Волга-Днепр» остается сохранение флота.
«Волга-Днепр» эксплуатирует 41 грузовой самолет, 24 из них – Boeing-747 и Boeing-737 в различных модификациях. Компании не разрешили вернуть иностранные самолеты собственникам и сейчас их негде эксплуатировать, пояснил источник. В начале июля «Коммерсантъ» писал, что «Волга-Днепр» просила у Минтранса разрешения вернуть 14 из 16 грузовых Boeing-747, которые находятся на хранении в «Шереметьево».
Представитель ОАК пояснил «Ведомостям», что восстановленные самолеты планируют передать пассажирским и грузовым авиакомпаниям, которые «имеют опыт эксплуатации российской техники». Главной целью, отметил он, является поставка самолетов в коммерческую эксплуатацию туда, где они будут наиболее востребованы. По пассажирским Ту-204/214 ведутся переговоры также с Центром подготовки космонавтов им. Гагарина (входит в «Роскосмос»), добавил источник, близкий к ОАК. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг и «Ростех».
Идея Минпромторга перераспределить 15,4 млрд руб. на восстановление этой авиатехники фигурировала в предложениях федеральных ведомств по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций от 29 июня 2022 г. Перечень этих предложений есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству.
До этого в мае на regulation.gov.ru был опубликован проект постановления с этой инициативой Минпромторга. По документу на восстановление летной годности 11 судов предлагается выделить не более 90% средств (или 13,86 млрд руб.) от общей суммы поддержки, а отдельно на модернизацию Ту-214 – не более 30%, или 4,62 млрд руб. Завершить работы планируется к 2024 г., следует из проекта. По словам представителя ОАК, оценить, сколько денег понадобится на восстановление одного самолета, сейчас сложно, поскольку все они находятся в разном состоянии.
Необходимость модернизации Ту-214 может быть связана с наличием в них иностранных комплектующих. В июне руководство 800-й авиабазы Чкаловского аэродрома, где базируется 223-й летный отряд Минобороны РФ, в письмах в компании «Ил» и «Туполев» (входят в ОАК) отмечало наличие импортных комплектующих и в Ту-214, и в Ил-96-400. Эти письма появились в отраслевых Telegram-каналах. Среди номенклатуры иностранных комплектующих в письмах указываются элементы гидравлических (фильтры, насосная станция), радиолокационных, противопожарных систем, систем предупреждения столкновения в воздухе, аварийно-спасательного (трапы и жилеты) и бытового оборудования. «Ростех» в марте уверял, что в самолетах Ту-214 и Ил-96 используются российские двигатели и только отечественные комплектующие.
Сейчас Ту-214 используется специальным летным отрядом «Россия», который обеспечивает перелеты первых лиц страны, и силовыми ведомствами. Несколько таких самолетов используются в качестве бизнес-джетов.
Эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов отмечает, что на принятие решения о восстановлении самолетов повлияли непредсказуемость санкций, желание избежать дефицита парка и существующие вне зависимости от ограничений проблемы с поставками [новых] отечественных ВС. По мнению эксперта, восстановленные самолеты целесообразно отдать в одну авиакомпанию, но при появлении спроса со стороны нескольких перевозчиков можно направить суда разным эксплуатантам. «Но в отсутствие опыта эксплуатации тех же Ту-214 необходимо будет содержать штат техников, налаживать логистику, что повлечет большие расходы», – предупреждает Борисов.
Главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров связывает такое решение о восстановлении самолетов с необходимостью задействовать все имеющиеся ресурсы в условиях санкций. Red Wings, по мнению Гусарова, является хорошим кандидатом для получения этих самолетов, поскольку другие перевозчики имеют в своем парке достаточное количество ВС. По словам эксперта, Ту-214 заменит Boeing и Airbus на среднемагистральных маршрутах.