ЕС хочет тратить этой зимой на 15% меньше газа

Для этого Европе нужны лимиты на энергоснабжение населения и рецессия в экономике
ЕС хочет сократить потребление газа на 15% из-за риска прекращения поставок из России
ЕС хочет сократить потребление газа на 15% из-за риска прекращения поставок из России / JOE KLAMAR / AFP

Еврокомиссия 20 июля заявила, что разработала новый план сокращения спроса на газ в ЕС из-за риска прекращения поставок из России. В заявлении отмечается, что Россия «делает экспорт газа оружием», из-за чего сокращение поставок коснулось уже почти половины государств ЕС.

В новом «Регламенте о скоординированных мерах по сокращению спроса на газ» будет поставлена цель для всех государств ЕС снизить спрос на газ на 15% в период с 1 августа 2022 г. по 31 марта 2023 г. Регламент также даст ЕК возможность вводить режим обязательного снижения спроса на газ в случае значительного риска дефицита или «исключительно высокого» спроса.

По предложению ЕК меры по экономии газа должны принимать госорганы, домохозяйства, собственники общественных зданий, поставщики электроэнергии и промышленность. Еврокомиссия также намерена ускорить работу по диверсификации поставок газа, в том числе по совместным закупкам.

В заявлении приведен ряд механизмов скоординированного снижения спроса на газ. В первую очередь страны ЕС должны стремиться использовать иные виды топлива и альтернативные источники энергии. Приоритет должен отдаваться переходу на ВИЭ или «менее углеродоемкое» топливо. В качестве временной меры допускается переход на уголь, нефть или атомную энергию. Также снижению спроса может способствовать запуск аукционов для стимулирования сокращения энергопотребления в промышленности. Еще одним механизмом станет сокращение потребления газа для отопления и охлаждения помещений.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пояснила, что страны ЕС могут самостоятельно принять решение, выполнять ли задачу по снижению спроса на газ, но она будет обязательной, если ситуация с энергоснабжением станет угрожающей. Она также назвала вероятным сценарий, при котором ЕС окажется полностью лишенным российского газа. Член ЕК по внутреннему рынку Тьерри Бретон отметил, что страны ЕС имеют механизмы, которые позволят вовсе обойтись без поставок газа из России ближайшей зимой.

Правительство Франции уже призвало граждан максимально экономить электроэнергию. «Когда вы уезжаете на выходные или в отпуск, выключайте как можно больше электроприборов, отключите WiFi. И конечно, выключайте свет, когда вас нет в комнате», – заявил представитель правительства Франции Оливье Веран (его слова передало Bloomberg).

В начале марта 2022 г. Международное энергетическое агентство (МЭА) уже предлагало 10 шагов для сокращения зависимости ЕС от газа из России как минимум на 50 млрд куб. м в год. На их основе 18 мая был представлен план отказа к 2030 г. от потребления российского ископаемого топлива, получивший название REPowerEU. Он предусматривает полное прекращение импорта в ЕС угля из РФ с 10 августа 2022 г., нефти – с конца этого года, а также трехкратное сокращение закупок газа до конца 2022 г. План также предусматривает уменьшение потребления энергии в ЕС на 13% к 2027 г.

По данным МЭА, в 2021 г. Россия поставила ЕС 155 млрд куб. м газа (45% от всего европейского импорта). По данным BP, в 2021 г. на Россию приходилось около 40% от используемого в ЕС газа. Совокупное потребление газа в ЕС в 2021 г. составило около 404 млрд куб. м, крупнейшие потребители – Германия, Италия и Франция.

Введенные против России санкции из-за СВО на Украине привели к остановке прокачки по газопроводу Ямал – Европа (мощность – 32,9 млрд куб. м в год). Суточный транзит через Украину снижен более чем вдвое из-за отказа украинской стороны с 11 мая согласовывать поставки через Донбасс. А с 11 по 21 июля из-за плановых ремонтных работ остановлен «Северный поток» пропускной способностью 55 млрд куб. м газа в год.

С середины июня этот маршрут был задействован на 40% мощности из-за отказа Канады возвращать после ремонта турбину Siemens. В результате переговоров Канады и Германии Оттава согласилась вернуть турбину в Россию. 20 июля фон дер Ляйен заявила, что турбина отправлена в Россию и «будет доставлена до места вовремя». Но «Газпром» неоднократно сообщал, что не получал от Siemens подтверждающих это документов.

По данным Gas Infrastructure Europe и расчетам «Ведомостей», на 17 июля европейские хранилища были заполнены на 64,4%, в них находилось 69,5 млрд куб. м газа. Нетто-закачка составила 438 млн куб. м. в сутки. Спотовые цены на газ на голландском хабе TTF, по данным биржи ICE, на 18.00 мск 20 июля незначительно снизились – на 1% до $1621 за 1000 куб. м.

Цель по экономии 15% газа выглядит возможной, но болезненной для экономики, отмечает аналитик «Финама» Сергей Кауфман. Проще всего европейцы могут сэкономить за счет снижения температуры в помещениях, считает он. Другие меры – повышение энергоэффективности и снижение потребления в промышленности, что является наиболее болезненной из всех мер, указывает эксперт.

Аналитик «Велес капитала» Елена Кожухова допускает, что ЕК пойдет путем установления прямого лимита на потребление электроэнергии домохозяйствами и компаниями. В проигрыше окажется европейская экономика, отмечает она. План ЕК может учитывать эффект от ожидаемой во втором полугодии 2022 г. рецессии в европейской экономике, полагает управляющий активами «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин.

Спрос на импортный газ в ЕС и Великобритании в первом полугодии и так упал на 14% из-за экстремально высоких цен, отмечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поскольку сейчас цены еще выше примерно на 40%, спрос продолжит снижаться, полагает он.

Обойтись без российского газа в ближайшую зиму ЕС не сможет, считают эксперты. Это невозможно без отключения европейских промышленных предприятий, указывает Громадин. По его словам, на фоне смягчения позиции Канады по турбине для «Северного потока» можно ожидать компромисса и по другим санкционным вопросам, в том числе есть «ненулевая» вероятность запуска «Северного потока – 2». Кожухова отмечает, что рост поставок из альтернативных источников, например из США или Алжира, ограничен сложностями с увеличением добычи и инфраструктурой.