«Газпром» и иранская NIOC договорились о сотрудничестве в нефтегазовой сфере
Объем инвестиций, по иранским оценкам, может достичь $40 млрд«Газпром» и National Iranian Oil Company (NIOC) 19 июля подписали меморандум о взаимопонимании (MoU) по стратегическому сотрудничеству в нефтегазовой сфере, сообщила российская монополия. Его подписали зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов и исполнительный директор NIOC Мохсен Ходжастемехр.
19 июля президент России Владимир Путин находился с официальным визитом в Тегеране, в ходе которого были запланированы встречи с главами Ирана и Турции по урегулированию вопросов безопасности и развитию международного сотрудничества.
Меморандум предполагает анализ возможностей взаимодействия в разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Ирана, осуществлении обменных операций (своп) с газом и нефтепродуктами, реализации крупнотоннажных и малотоннажных СПГ-проектов, строительстве магистральных газопроводов и научно-технического и технологического сотрудничества, следует из сообщения «Газпрома».
Подробностей проектов компания не приводит. На запрос «Ведомостей» в «Газпроме» не ответили.
Иранское отраслевое агентство Shana уточняет, что объем инвестиций может составить $40 млрд. Проекты, по сведениям агентства, затронут разработку газовых месторождений Киш и Северный Парс, повышение эффективности эксплуатации месторождения Южный Парс, разработку шести нефтяных месторождений и строительство экспортных газопроводов.
После начала СВО России на Украине США, ЕС и ряд других стран ввели против России санкции, затронувшие поставки нефти, финансовые операции, активы Центробанка и т. д. Иран также находится под международными санкциями, связанными с его ядерной программой. Но Россия по общему числу введенных санкций – свыше 7000 – опережает Иран (более 3600).
В конце мая Россия и Иран сообщали о договоренностях по взаимным поставкам продукции на бартерной основе. В частности, РФ собиралась обеспечивать потребности Ирана в металлургической продукции, а Тегеран, в свою очередь, мог помочь Москве с покупкой газовых турбин, запчастей для автомобилей и другого оборудования. Похожая программа – «Нефть в обмен на товары» – уже работала в 2017 г. и предполагала продажу РФ иранской нефти на международных рынках в обмен на поставки оборудования, электроэнергии и сельхозпродукции. Иран тогда получал часть оплаты деньгами, часть – товарами и услугами.
Тогда же, в начале 2017 г., Иран предлагал иностранным инвесторам на более выгодных условиях участвовать в разработке 52 нефтегазовых проектов стоимостью $30 млрд. Из них 23 – газовые, 29 – нефтяные, 34 проекта находятся на суше, остальные на шельфе. До того инвесторам были предложены еще 18 проектов. За счет привлеченных инвестиций Иран планировал нарастить добычу нефти с 2,8 млн до 4–7 млн барр. в сутки к 2020 г.
Аналитик «Финама» Сергей Кауфман называет сотрудничество «Газпрома» и Ирана «достаточно логичным». «Сейчас «Газпром» ускоренными темпами теряет европейский рынок, в связи с чем расширение географии присутствия является обдуманным шагом для диверсификации бизнеса», – полагает он. Аналитик напоминает, что Иран обладает вторыми по величине запасами газа в мире, но ежегодно экспортирует менее 20 млрд куб. м. Для сравнения: экспорт «Газпрома» в 2021 г. в дальнее зарубежье вырос на 5,8 млрд куб. м до 185,1 млрд куб. м газа.
В рамках сотрудничества стороны могут реализовать проект газопровода из Ирана в Индию, Пакистан и Оман, а также ряд совместных СПГ-проектов, считает Кауфман. «Если сотрудничество РФ и Ирана будет успешным, то это поможет сбалансировать газовый рынок в среднесрочной перспективе», – резюмирует эксперт.
MoU скорее имиджевый документ, подписанный в связи с визитом Путина в Иран, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Но в ближайшее время стороны могут предметно обсудить координацию экспортных поставок нефти в страны Азии с учетом того, что российское сырье сейчас торгуется с дисконтом, полагает он. Аналитик видит перспективы по малотоннажным и среднетоннажным СПГ-проектам, а также по поставкам продукции для строительства экспортных газопроводов.