ПГК Владимира Лисина продала парк универсальных платформ

Избавиться от них компания хотела из-за частого изъятия платформ для госнужд
Решение продать платформу ПГК объясняла, в частности, «участившимися случаями изъятия парка под перевозки для государственных нужд»
Решение продать платформу ПГК объясняла, в частности, «участившимися случаями изъятия парка под перевозки для государственных нужд» / ТАСС

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина продала свой парк универсальных платформ. Об этом сообщили «Ведомостям» два источника в операторских компаниях и один источник, близкий к ПГК. По их информации, в рамках сделки продано чуть более 4000 платформ. Цена сделки собеседникам неизвестна. «Ведомости» направили запрос в ПГК.

Один из источников утверждает, что подвижной состав продан одной из компаний Алексея Золотарева, бывшего партнера помощника президента и экс-министра транспорта Игоря Левитина, – «Транслому» или «Трансресурсу». Оперировать парком платформ будет «Промстроймаш» Максима Цуканова (входит в ICM group), уточняет он.

В «Трансломе» от комментариев отказались. В «Трансресурсе» и «Промстроймаше» на запросы «Ведомостей» не ответили.

Универсальные платформы используются для перевозки техники, а также для транспортировки насыпных грузов в качестве альтернативы полувагонам. Бывшие платформы ПГК – это около 8% от всего парка универсальных и специализированных платформ в России, который по состоянию на 1 июля 2022 г., по оценкам «Infoline-аналитики», составлял порядка 51 600 единиц.

Решение о выходе из сегмента универсальных платформ совет директоров ПГК принял еще в апреле 2022 г. Тогда компания объясняла, что решение принято из-за «невозможности планирования деятельности в данном сегменте и выполнения обязательств перед клиентами на фоне участившихся случаев изъятия парка под перевозки для государственных нужд». Под этими нуждами подразумевалась в том числе перевозка военной техники, говорит один из источников «Ведомостей».

Источник «Ведомостей» на операторском рынке замечает, что на универсальные платформы действительно нередки запросы со стороны силовых ведомств. В конце марта 2021 г. «Коммерсантъ» писал, что производители сельхозтехники по этой причине столкнулись с дефицитом платформ для вывоза своей продукции с заводов накануне посевной. «Зачем рисковать, когда этот сегмент и так был убыточным для компании?» – говорит собеседник «Ведомостей». По его мнению, у компании существует риск попадания под западные санкции, если военная техника на ее платформе будет сфотографирована.

По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, ведомство использует платформы различных компаний, в том числе и «Промстроймаша». В марте 2017 г. РБК писал о проекте президентского указа, который предоставляет Минобороны право продавать «Транслому» лом черных и цветных металлов по рыночной стоимости без проведения торгов.

По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, парк универсальных платформ в России сильно изношен и активно используется для перевозок военной и спецтехники, поэтому управление им осложняется. «Учитывая фокус ПГК на стратегических направлениях – оперировании парком полувагонов, крытых вагонов и фитинговых платформ, – выход из данного сегмента вполне ожидаем и целесообразен», – отметил он.

Эксперт оценил стоимость сделки с учетом возраста платформ, которые произведены в период с 1973 по 1995 г., не выше 4 млрд руб. Из 4000 платформ списанию по сроку службы, по его данным, в 2022 г. подлежат более 500 единиц, а в 2023–2025 гг. еще более 1000 шт. «Полученные от сделки средства могут быть направлены на расширение парка фитинговых платформ (для перевозки контейнеров. – «Ведомости») ПГК», – полагает Бурмистров.

Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что с учетом отсутствия спроса на универсальные платформы и роста профицита вагонов на рынке из-за снижения объемов перевозок стоимость сделки могла быть ниже – до 1 млрд руб. за весь парк. Тем не менее продажа «даже за бесценок», по его мнению, хорошая сделка для ПГК, так как это «не экономическая, а имиджевая история».

В подготовке статьи участвовали Алексей Никольский и Василий Милькин