Продажи одноразовых электронных сигарет утроились с начала года

А традиционные сигареты россияне стали покупать меньше
Если маржа при продажах сигарет для ритейлеров остается фиксированной (от 5 до 12%) за счет максимальных розничных цен, то на электронных сигаретах можно заработать до 100%/ Максим Стулов / Ведомости

Продажи одноразовых электронных сигарет в натуральном выражении в российских магазинах за пять месяцев 2022 г. выросли в 3,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные «Ведомостям» предоставила аналитическая компания NielsenIQ. По ее расчетам, производители данных изделий увеличили выручку за это же время в 4,5 раза. Абсолютные цифры она не раскрывает.

Точную емкость сегмента одноразовых электронных сигарет никто из опрошенных «Ведомостями» аналитических компаний и профильных ведомств не назвал. Но, согласно оценке Профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем, при общем объеме всей категории табачной и никотиносодержащей продукции более чем в 1 трлн руб. продажи электронных систем доставки никотина (ЭСДН, включают одноразовые электронные сигареты и вейпы) в 2021 г. составили около 150 млрд руб. без учета НДС. Причем именно электронные сигареты внесли наибольший вклад в эту сумму, уверяет президент альянса Лев Григорьев. Рынок электронных сигарет стал активно расти с начала 2021 г., следует из данных NielsenIQ. Произошло это в основном за счет развития дистрибуции: если в марте прошлого года такой товар можно было найти лишь в 7% табачных магазинов, то к маю 2022 г. он продается уже в 35% таких точек. Кроме этого рос и ассортимент. В начале 2020 г., по данным NielsenIQ, на российском рынке было представлено порядка 150 товарных позиций в этой категории, сейчас их уже более 5000. Основная аудитория продукции – молодые потребители, которых привлекает возможность пробовать разные вкусы сигарет, считают в компании. В базе данных Федеральной таможенной службы (ФТС) показатели импорта одноразовых электронных сигарет за 2021 г. и за пять месяцев 2022 г. отсутствуют. Запрос в ФТС, которая с апреля не публикует данные по импорту, остался без ответа.

Что касается других ЭСДН, то в отличие от электронных сигарет продажи вейпов (как открытого, так и закрытого типа) и сменных картриджей к ним, наоборот, упали. За пять месяцев вейпов купили на 9,7% меньше в натуральном выражении, утверждают в NielsenIQ. Правда, в денежном выражении этот сегмент вырос на 13,8%. Продажи сменных картриджей просели еще больше – на 63,5% и в деньгах, и в штуках.

33%

граждан России – курильщики, по данным июльского опроса ВЦИОМа. Эта доля при этом не растет последние пять лет. Курящие россияне чаще переходят на ЭСДН, говорит Григорьев. Рынок ЭСДН в 2021 г. превысил рынок электронных систем нагревания табака в розничных ценах без НДС: 150 млрд руб. против 120 млрд, сказал он, сославшись на данные NielsenIQ

А вот рынок нагреваемых табачных стиков с января по май рос, хотя и не так существенно, как сегмент электронных сигарет: на 12,4% в натуральном выражении и на 19,6% в денежном. Всего с начала года табачные компании произвели 402 млн упаковок стиков совокупной стоимостью 65,7 млрд руб., подсчитал оператор системы маркировки «Честный знак» – Центр развития перспективных технологий. Данных за 2021 г. у него нет, так как маркировать такую продукцию компания начала только в этом году. Представитель компании сообщил лишь, что доля стиков для систем нагревания в общем выпуске табачной продукции за пять месяцев увеличилась с 9,5 до 11,7%.

Просели продажи и традиционных сигарет. По данным NielsenIQ, с января по май они снизились на 6% в натуральном выражении к предыдущему году, правда, в денежном выражении рост составил 4,8%. С начала года производители выпустили 3,5 млрд пачек сигарет стоимостью 514,7 млрд руб., сообщил представитель «Честного знака». Данные за прошлый год он также не предоставил.

Взрывной рост продаж электронных сигарет может быть связан с ожиданиями россиянами грядущего дефицита на фоне санкций, предположил главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королев. По его словам, одноразовые продукты давно стали многоразовыми – их можно использовать до недели, экономически это более выгодно, чем покупать традиционные сигареты. При этом девять из 10 электронных сигарет остаются нелегальными, а значит, стоят дешевле. В марте аналитики из Group-IB оценивали объем нелегального онлайн-рынка табака в России в 5,6 млрд руб., где больше половины рынка (2,3 млрд руб.) приходилось как раз на электронные сигареты, сообщал РБК. Растущий уровень нелегальной торговли никотиносодержащими жидкостями и одноразовыми электронными сигаретами признает и директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям British American Tobacco (BAT) в России Олег Барвин.

Если маржа при продажах сигарет для ритейлеров остается фиксированной (от 5 до 12%) за счет максимальных розничных цен, то на электронных сигаретах можно заработать до 100% – у розницы просто нет экономических стимулов продавать обычные сигареты, которые к тому же нужно маркировать, заключил Королев. Что касается стиков, то их продажи последовательно растут с 2016 г., так что положительная динамика никак не связана с санкциями в отношении России, уточнил эксперт, пояснив, что рост популярности нагревательного табака наблюдается во всем мире.

А вот снижение спроса на традиционные сигареты эксперты объясняют несколькими факторами. На фоне санкций потребители могли закупить их впрок и сейчас расходуют запасы, рассуждает Королев. В NielsenIQ полагают, что потребители либо бросают курить, либо переключаются на альтернативные категории. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что производство традиционных сигарет неизбежно сокращается из-за снижения доходов населения и роста доли нелегальной продукции. Кроме этого, по его словам, часть курильщиков переходит на альтернативную никотиновую продукцию из-за последствий коронавируса, желая таким образом снизить нагрузку на легкие. Производители сигарет также испытывают проблемы с поставками нетабачных компонентов для производства сигарет (сигаретная бумага, фильтры, ободковая бумага, картон для упаковок), известно Григорьеву. Действительно, есть перебои поставок по отдельным позициям сигарет отдельных производителей, так как все сырье и компоненты для их выпуска импортируются, соглашается с ним Королев. При этом дефицита этих компонентов никто из экспертов не ожидает. Логистические сложности подтверждают и сами табачные компании. «Japan Tobacco International (JTI) Россия» продолжает перенастройку глобальной цепочки поставок и поиск новых поставщиков, сказал представитель компании. Как и JTI, BAT, несмотря на трудности при поставках сырья и материалов из-за границы, делает все для обеспечения бесперебойного производства и дистрибуции своей продукции, добавляет представитель этой компании. Запросы в российское подразделение Philip Morris International и Минпромторг остались без ответа.