В правительстве обсуждают открытие новых коридоров для экспорта удобрений
Увеличение пунктов пропуска в России может компенсировать закрытие портов ПрибалтикиПравительство по просьбе Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) прорабатывает возможность увеличения числа пунктов пропуска через госграницу для расширения экспорта удобрений, рассказали «Ведомостям» три источника в компаниях и федеральный чиновник.
РАПУ ранее просила разрешить вывоз удобрений через порты Темрюк и Кавказ в Краснодарском крае, говорит один из собеседников «Ведомостей». В перечень РАПУ, по его словам, вошел и порт Находка в Приморье, а также 20 железнодорожных и 10 автомобильных пунктов пропуска. По словам другого собеседника, проработать вопрос расширения числа пунктов пропуска для экспорта удобрений в конце июня 2022 г. поручал первый вице-премьер Андрей Белоусов.
Представитель Минпромторга отметил, что министерство в целом поддерживает предложения РАПУ. «Это позволит производителям удобрений использовать для экспорта новые транспортные коридоры и оптимизировать логистические цепочки», – отметил он. Представитель ФТС сказал «Ведомостям», что служба направила свои предложения в Минтранс, но не уточнил подробностей.
В РАПУ, крупных химических компаниях, Минтрансе и Минфине (ведомствам дано поручение Белоусова) на запросы «Ведомостей» не ответили.
3 ноября 2021 г. правительство ввело экспортные квоты для азотных и сложных удобрений с 1 декабря 2021 г. А 20 ноября был определен список пунктов экспорта удобрений через госграницу. В него вошло 13 портов (в том числе Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Мурманск, Новороссийск), 15 железнодорожных, 22 автомобильных и шесть воздушных пунктов пропуска. В начале апреля 2022 г. в перечень добавили порты Калининграда, Ростова-на-Дону и Таганрога и ряд наземных пунктов пропуска.
Что вывозят через порты Кавказ и Темрюк
Пропускная способность порта Кавказ – 27,5 млн т в год, в том числе 14,1 млн т сухих грузов. Грузооборот порта в 2021 г. упал на 19% до 33,7 млн т, но экспорт увеличился на 34% до 2,6 млн т. В основном в порту переваливались зерновые (19,4 млн т), нефтепродукты (9,3 млн т), уголь (2,4 млн т) и сера (2,1 млн т).
Пропускная способность Темрюка – 5,8 млн т в год (сухие грузы – 3,9 млн т, контейнеры – 10 000 TEU). Грузооборот в 2021 г. вырос на 10,3% до 4,56 млн т (единственный порт Азовского моря, показавший рост). Перевалка нефтепродуктов увеличилась на 12,5% до 2,26 млн т, угля – на 30% до 920 000 т, зерна – на 36% до 506 200 т.
По данным Администрации морских портов Азовского моря, грузооборот портов бассейна в 2021 г. сократился на 12%.
Источник «Ведомостей» в стивидорной компании поясняет, что государство хотело «контролировать особенно тщательно» экспорт отдельных товаров. С этим, по его словам, и связано ограничение перевалки в отдельных портах. «По официальной информации, ограничения связаны с отсутствием в портах, не вошедших в перечень, возможности провести госконтроль по всем правилам», – говорит собеседник. Он добавляет, что в портах юга России есть свободные мощности для перевалки, но из-за формального запрета она не ведется. «Ситуация абсурдна с учетом инфраструктурных ограничений на сети РЖД на Северо-Западе», – заключает он.
Весной и летом 2022 г. российские производители удобрений столкнулись с ограничениями на одном из ключевых для них – европейском рынке. Из-за санкций порты Литвы, Латвии и Эстонии оказались фактически закрыты для транзита удобрений из России. За пять месяцев 2022 г. экспорт удобрений из России упал на 24% до 12,5 млн т («Ведомости» писали об этом 10 июня 2022 г.). По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2021 г. экспортная перевалка удобрений из России составила 27,5 млн т. Через Усть-Лугу и Петербург ушло 12,5 млн т, через порты Прибалтики – 7,7 млн т, через Мурманск – 3,2 млн т, через Темрюк, Новороссийск, Туапсе – 4,1 млн т, напомнил эксперт.
Санкции ЕС лишают российские компании экспорта примерно 8 млн т удобрений, переваливавшихся в Прибалтике, подтверждает один из собеседников «Ведомостей». Эти объемы, а также порядка 10–11 млн т от «Беларуськалия», по его мнению, должны быть распределены по российским портам. Источник отмечает, что значимую часть этих объемов, вероятно, получится перевалить через Усть-Лугу в Ленобласти, но и порты других бассейнов будут конкурировать за эти поставки. Преимущество получат терминалы, которые первыми модернизируют технологию для перевалки удобрений, считает собеседник.
Через порты Темрюк и Кавказ можно экспортировать 1–3 млн т удобрений в год, т. е. до 7% свободных объемов, утверждает источник. Он добавил, что важно снять все ограничения при планировании перевозок в направлении портов Северо-Запада в условиях сокращения грузопотоков угля и контейнеров.
Российские производители удобрений в последние годы снижали использование прибалтийских портов, но в 2021 г. через них было перевалено около 9 млн т, напоминает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В порту Темрюк сейчас, по его оценке, не используются мощности по перевалке 1–2 млн т грузов в год. Бурмистров оценил незадействованные мощности порта по сухим грузам почти в 2 млн т.
Порт Кавказ больше, но свободных мощностей для вывоза удобрений там, по словам Гришунина, мало – всего около 500 000 т. Бурмистров уточнил, что экспорт в порту Кавказ в 2021 г. – это чуть более 2 млн т, но еще 15,4 млн т экспортных грузов было перевалено на рейде. Эксперт напомнил, что правительство внесло в Госдуму законопроект, ограничивающий перегрузку товаров с загрязняющими веществами с судна на судно.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров приводит другие цифры: по его данным, через Кавказ и Темрюк можно вывозить около 4 млн т удобрений в год. Гришунин добавляет, что сейчас снижается экспорт угля и часть высвобождаемых угольных [перевалочных] мощностей можно перепрофилировать под удобрения.
По оценкам ведущего эксперта «Финам менеджмента» Дмитрия Баранова, использование дополнительных портовых мощностей, о которых просят производители удобрений, позволит нарастить поставки за рубеж на 10–15%. Но на замещение портов стран Прибалтики может потребоваться время, добавляет он. Бурмистров отметил, что мощности российских портов позволяют относительно быстро нарастить перевалку на 3 млн т, преимущественно по продукции в биг-бэгах, для которой специализированные терминалы не нужны. Он также говорит, что перевалку удобрений могло бы вести ООО «Восточно-Уральский терминал» в порту Восточный, но его мощности загружены углем.
По мнению Бурмистрова, в 2022 г. наиболее вероятным вариантом выглядит «достижение договоренностей о восстановлении перевалки через порты Прибалтики, так как в этом есть заинтересованность и ЕС, и России, и стран-потребителей». Ключевой проблемой он назвал «очень жесткую политику стран Балтии, в том числе в связи с ситуацией с транзитом в Калининград».
По мнению Гришунина, южные экспортные маршруты (например, в Бразилию) в первую очередь интересны производителям азотных и калийных удобрений («Еврохим», «Уралхим», «Акрон», «Уралкалий». – «Ведомости»). Для них сокращается транспортное плечо и вычитается стоимость транзита в Калининград по территории Литвы и Белоруссии, поясняет Гришунин, альтернативный вариант – транспортный коридор «Север – Юг» (через Каспийское море).