«Газпром» предложил обложить пошлиной поставляемый в Европу СПГ

Но сейчас это лишь создаст ненужные препятствия для российского экспорта, полагают эксперты
В России сегодня всего два действующих крупнотоннажных проекта сжижения газа – «Ямал СПГ» «Новатэка» (произвел 19,6 млн т в 2021 г.) и «Сахалин-2» мощностью 10,2 млн т (реализуется «Газпромом» с участием иностранных партнеров в рамках соглашения о разделе продукции – СРП)/ Владимир Песня / РИА Новости

«Газпром» предложил разработать механизм координации экспорта российского трубопроводного и сжиженного природного (СПГ) газа. О необходимости такого механизма заявил на круглом столе в Госдуме 4 июля замначальника департамента «Газпрома» Кирилл Полоус. Он отметил, что сейчас, когда поставки российского газа по трубе (т. е. «Газпрома». – «Ведомости») переведены на расчеты в рублях, реализация инициативы «приобретает все более важное, стратегическое значение для страны».

Газ за рубли, напомнил Полоус, продают в соответствии с подписанным в конце марта указом президента Владимира Путина № 172. Эта мера была введена в отношении потребителей из недружественных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям в ответ на СВО на Украине. Деньги за газ в долларах или евро переводятся на спецсчет покупателя газа в Газпромбанке, затем конвертируются в рубли и поступают в «Газпром» уже в нацвалюте.

«Но данная мера не распространяется на сегмент СПГ, и возникает некая валютная конкуренция между поставщиками, – пояснил Полоус. – Один из возможных методов регулирования – таможенная пошлина, создание неких экономических стимулов направления этого газа не в западном, а в восточном направлении».

Сегодня «Газпром» платит в бюджет 30%-ную пошлину за поставки трубопроводного газа за рубеж, СПГ такой пошлиной не облагается. По итогам 2021 г. за счет газовой пошлины бюджет пополнился на $14 млрд.

9,7%

российского газа в ЕС в 2021 г. экспортировано в сжиженном виде, по расчетам МЭА

Заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отмечает, что координация поставок на экспорт трубопроводного газа и СПГ – давняя инициатива «Газпрома». «Минэнерго при снятии части ограничений на экспорт обязывалось осуществлять мониторинг потоков сжиженного газа, чтобы не допустить конкуренции между трубой и СПГ на одних и тех же рынках. Но фактически ничего сделано не было», – резюмирует эксперт.

Речь идет о частичной либерализации экспорта, подорвавшей в 2013 г. монополию «Газпрома» на экспорт. В сжиженном виде газ тогда разрешили поставлять и другим госкомпаниям (если те сжижают газ, добываемый на шельфе) и независимым производителям при условии, что они уже получили лицензию на разработку газовых месторождений с возможностью строительства СПГ-завода.

Основным выгодоприобретателем от либерализации стал «Новатэк» Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, поскольку у «Роснефти», также получившей право экспорта СПГ благодаря лицензиям на шельфе, нет работающих СПГ-заводов. В России сегодня всего два действующих крупнотоннажных проекта сжижения газа – «Ямал СПГ» «Новатэка» (произвел 19,6 млн т в 2021 г.) и «Сахалин-2» мощностью 10,2 млн т (реализуется «Газпромом» с участием иностранных партнеров в рамках соглашения о разделе продукции – СРП).

«С момента начала производства СПГ в северных регионах (т. е. на проектах «Новатэка». – «Ведомости») более половины СПГ было поставлено в регионы поставки трубного газа, облагаемого пошлиной, в отличие от СПГ», – подчеркнул Полоус.

Уже к середине 2019 г. именно поставки российского СПГ «Новатэка» стали демонстрировать в Европе наибольший по объемам рост, обогнав по темпам прироста поставки из США и Катара, писал «Коммерсантъ»со ссылкой на данные IHS. Таким образом «Газпром»и «Новатэк» фактически стали конкурировать за европейского потребителя, хотя в январе 2020 г. на форуме в Давосе Михельсон говорил, что у компаний нет противоречий по вопросу конкуренции в Европе. «Любой потребитель не хочет покупать у одного производителя: хочет купить у «Газпрома», Алжира, норвегов <...> Будет «Новатэк» или нет, они все равно будут покупать СПГ», – говорил бизнесмен (цитата по ТАСС).

В «Газпроме» неоднократно заявляли, что действующая модель приводит к cнижению доходов бюджета от экспорта газа и угрожает поставкам топлива на внутрироссийский рынок в пиковое время спроса на газ. Но в 2021 г. министр энергетики РФ Николай Шульгинов в интервью журналу «Энергетическая политика» называл «надуманной» проблему конкуренции российского СПГ и трубопроводного газа в Европе .

В 2021 г. «Газпром» экспортировал в дальнее зарубежье 185,1 млрд куб. м газа. В ЕС, по данным Международного энергетического агентства, в прошлом году Россия поставила около 155 млрд куб. м газа, из них 140 млрд куб. м – по трубе и 15 млрд куб. м – в виде СПГ. Всего за прошлый год Россия экспортировала около 29,6 млн т СПГ, следует из данных Международной группы импортеров СПГ (GIIGNL).

Аналитик «Финама» Сергей Кауфман указывает на проблемы «Газпрома» в Европе: отказ отдельных потребителей платить в рублях (Польша, Болгария, Финляндия, Дания, Нидерланды. – «Ведомости»), а также снижение прокачки российского газа в ЕС.

Поставки в ЕС упали на фоне существенного снижения прокачки через ГТС Украины (на 60% к апрелю) и недозагрузки на 40% «Северного потока» в связи с задержкой ремонта оборудования Siemens из-за санкций. За январь – июнь 2022 г. «Газпром» поставил в страны дальнего зарубежья лишь 68,9 млрд куб. м, что на 31 млрд куб. м меньше, чем за аналогичный период 2021 г., сообщала монополия 1 июля. Как писали «Ведомости», в мае – июне «Газпром» сократил объем прокачки трубопроводного газа в Европу более чем в два раза относительно аналогичного периода 2021 г. – примерно до 150 млн куб. м в сутки.

Новыми трудностями в ЕС и обусловлена риторика менеджера «Газпрома», полагает Кауфман. «Газпром» теряет европейский рынок, причем делает это быстрее прогнозов, которые аналитики давали еще в марте 2022 г. В такой ситуации говорить о конкуренции между трубопроводным газом и СПГ некорректно», – считает он.

Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк также не считает, что российские поставщики СПГ получили значительные преимущества из-за того, что европейских потребителей трубопроводного газа обязали рассчитываться в рублях. «Российский СПГ также выдавливается с европейского рынка», – констатирует он. Миронюк согласен, что введение пошлины на экспорт СПГ могло бы частично выровнять конкурентные условия для разных видов газа. Но сейчас, когда с европейского рынка вытесняется трубопроводный газ, а поставки СПГ замещаются в том числе американскими, по его мнению, вводить экспортные пошлины для СПГ нецелесообразно.

На момент сдачи номера в «Газпроме», «Новатэке» и Минэнерго комментариев не предоставили.