Мировые цены на цветные металлы во II квартале упали на четверть
Но пока и невысокие котировки остаются выгодными для российских компанийИндекс цен на цветные металлы LMEX на Лондонской бирже металлов (LME) во II квартале 2022 г. снизился почти на 24% – до уровня марта 2021 г., свидетельствуют данные биржи. Это первое квартальное снижение индекса с начала пандемии коронавируса и сильнейшее с 2008 г., когда падение достигало 30–40%. На 30 июня значение LMEX составило 3968 пунктов. Падение с пиковых значений конца февраля – начала марта 2022 г. – более 25%.
Сильнее всего во II квартале дешевело олово – на 38% до $26 600/т. Алюминий снизился в цене на 30% до $2434/т, никель подешевел на 28% до $23 010/т, цинк – на 23% до $3208/т, медь – на 21% до $8228/т, свинец – на 21% до $1908/т.
Мировые цены на металлы росли с марта 2020 г. и ускорили рост на фоне начала СВО России на Украине. Цены на медь, алюминий и никель обновили исторические максимумы – $10 674/т, $3849/т и $48 078/т соответственно, свидетельствуют данные LME. Но с середины марта началось снижение цен, вызванное, в частности, вспышкой коронавируса в Китае («Ведомости» писали об этом 5 апреля). В числе других факторов эксперты называли снижение производства в Европе на фоне энергокризиса, ястребиную политика ФРС США (и связанные с ней ожидания повышения ставки) и ослабление опасений срывов поставок цветных металлов из России.
В середине мая после почти двухмесячного падения цены на металлы вернулись к росту («Ведомости» писали об этом 17 мая), но положительная динамика длилась лишь несколько недель. В итоге относительно пиковых значений начала марта цена на олово упала на 45%, на алюминий – на 37%, на никель – на 52%, на цинк – на 22%, на медь – на 23%, на свинец – на 24%.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты отмечают, что падение цен на базовые металлы во II квартале вызвано совокупностью факторов.
Аналитик «Финама» Алексей Калачев говорит, что основная причина – замедление роста мировой экономики и меры регуляторов по борьбе с инфляцией. По мнению начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, падение связано с ожиданиями по замедлению экономики Китая из-за пандемии и общих проблем с комплектующими и логистикой, а также с продолжающимся ростом инфляции в США и ЕС и ожиданиями дальнейшего повышения ставки ФРС. Он указывает, что, по мнению инвесторов, эти факторы приводят к увеличению риска глобальной рецессии. «Медь не зря называют опережающим индикатором экономики, падение котировок меди может быть отражением все более широких ожиданий скорой рецессии», – соглашается Калачев.
Эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Валерий Емельянов отмечает, что замедление экономики Китая оказалось сильнее прогнозного: рост ВВП КНР в I квартале составил менее 5%, в 2022 г. ожидается рост около 4%, в 2023 г. – до 3,5%. Это вдвое ниже, чем было в пандемию и непосредственно до нее, поясняет аналитик. Он добавляет, что наращивание ставки ФРС США, в свою очередь, укрепляет доллар, что всегда негативно для цен на сырье.
По словам Калачева, политика «нулевой терпимости» к COVID-19 и жесткие карантины в Китае затормозили активность этой страны – самого крупного потребителя металлов. Но сейчас коронавирусные ограничения в КНР смягчаются, и дальнейшее снижение цен может замедлиться. Долгосрочный тренд на рост мирового потребления цветных металлов в процессе энергоперехода сохраняется, утверждает аналитик. Красноженов отмечает, что ситуация со снижением цен носит временный характер. В течение многих лет сектор оставался недоинвестированным, напоминает он.
Китайские власти заявили о сохранении целей по росту ВВП, а Китай потребляет от 50 до 80% мировых объемов металлов. По мнению Красноженова, в случае улучшения макроэкономических показателей в Китае и отсутствия резких действий со стороны ФРС можно ожидать стабилизации цен на металлы и даже определенного роста в III квартале. По мнению аналитика сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» банка «Открытие» Даниила Каримова, важным фактором поддержки цен будут меры стимулирования экономики Китая, которые власти КНР планируют применять в преддверии осеннего юбилейного съезда компартии Китая.
Цены на металлы остаются значительно выше среднегодовых уровней за последние 10 лет, а на рынке Китая есть дефицит меди и никеля, указывает Красноженов. Каримов отмечает, что фундаментальный уровень цены на медь сейчас составляет $7500–8000/т, что ниже текущей цены на рынке. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим металлам, поэтому «Открытие Research» не ожидает нового роста цен, а потенциал снижения до фундаментальных уровней, по мнению Каримова, остается.
По прогнозу Красноженова, во втором полугодии спотовая цена алюминия на LME может сохраниться на уровне $2500/т, цена меди может вернуться к $9000/т, а никель стабилизируется на уровне $25 000–27 000/т. Калачев во втором полугодии ожидает стабилизации цен на промышленные металлы недалеко от текущих уровней плюс-минус 10–15%. По прогнозу «Открытие Research», среднегодовая цена на медь в 2022 г. будет на уровне $9200/т, в 2023 г. она опустится до значения $8000–8300/т. Цена на никель в 2022 г. составит $25 000/т, в 2023 г. котировки могут составить $19 000/т, говорит Каримов.
Красноженов добавляет, что текущие уровни цен комфортны для российских производителей. «Уровни цен для «Норникеля» объективно привлекательны даже с учетом укрепившегося рубля (дорогой рубль продолжает снижать доходы российских экспортеров. – «Ведомости»). «Норникель» остается наиболее эффективным в мире производителем никеля. Цена меди выше $8000/т также вполне приемлема для РМК и УГМК», – говорит он. Для UC Rusal текущие цены также комфортны, если добавить к текущей спотовой цене региональную экспортную премию и премию за продукцию с высокой добавленной стоимостью, заключает аналитик.