Цены на уголь в Азии достигли исторического рекорда
Котировки растут на фоне усиления спроса на уголь в ЕС из-за санкций и высоких цен на газСпотовая цена 1 т энергетического угля в австралийском порту Ньюкасл (FOB Ньюкасл) впервые превысила $400. Она достигла $402,5/т на фоне жаркой погоды и дефицита топлива в Европе. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании IHS Markit, которые приводит Bloomberg. Котировки FOB Ньюкасл – эталон для определения цены на энергоуголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В Европе партия угля из Австралии с доставкой в июле была продана 24 июня по цене $421/т, что является рекордом для европейского рынка, указывают источники Bloomberg в трейдинговых компаниях. По данным биржи ICE, стоимость июльских фьючерсов на австралийский уголь (FOB Ньюкасл) 31 мая достигала $410/т.
Как писали «Ведомости», в середине июня цены на уголь в Европе на фоне проблем с поставками газа из РФ выросли до максимума с 9 марта 2022 г. С 14 по 21 июня фьючерсы на энергоуголь с доставкой в порты Амстердама, Роттердама и Антверпена подорожали почти на 30% до $373/т («Ведомости» писали об этом 22 июня). 27 июня фьючерсы торговались в диапазоне $371–375/т.
Цена стремится к историческому рекорду, зафиксированному вскоре после начала СВО России на Украине: 8 марта фьючерсы на уголь торговались по $441,6/т. До этого рекордные цены наблюдались в октябре 2021 г., когда энергетический уголь торговался по $275/т.
Спотовые цены на газ в ЕС также ускорили рост. 27 июня на голландском хабе TTF стоимость июльского фьючерса достигала $1442/1000 куб. м. За неделю спотовые котировки на газ поднялись на 9%, а за две недели (с 13 июня) – на 58%.
Как Европа теряет энергоресурсы из России
ЕС испытывает проблемы с поставками газа и угля на фоне антироссийских санкций. Поставки по газопроводу «Северный поток» (мощность – 55 млрд куб. м в год) из-за сложностей с ремонтом газоперекачивающих агрегатов Siemens упала с плановых 167 млн до 67 млн куб./сутки. Ранее прекратилась прокачка по газопроводу Ямал – Европа (мощность – до 33 млрд куб. м в год). Транзит по газотранспортной системе Украины ограничен, так как с 11 мая украинская сторона отклоняет заявки «Газпрома» на поставки через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка» близ границы с ЛНР (прокачка ведется лишь через ГИС «Суджа»). К тому же с 21 по 28 июня «Газпром» приостановил поставки по газопроводу «Турецкий поток» из-за ежегодного планового техобслуживания.
Еще в начале апреля 2022 г. ЕС включил в пятый пакет санкций против России эмбарго на поставки российского угля по долгосрочным контрактам, которое начнет действовать 10 августа. Спотовые партии угля из РФ уже не поставляются в ЕС.
В 2021 г. в ЕС на фоне энергокризиса, вызванного вставшими из-за безветренной погоды ветроэлектростанциями и дефицитом газа в подземных хранилищах, начался «угольный ренессанс». Европейские энергокомпании увеличили использование менее дорогого угля, от которого ЕС ранее отказывался из-за неэкологичности («Ведомости» писали об этом 21 января 2022 г.).
Рост цен на уголь связан с ситуацией в энергетике Европы, подтверждает эксперт «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. По его словам, высокие цены на газ и стремление региона заместить российское топливо увеличивают спрос на энергоносители из других регионов. Часть угля в Европу будет поставляться из Австралии, что ведет к росту спроса и дополнительному росту цен, добавляет аналитик по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Он отмечает, что Европа увеличивает объем угольной генерации из-за растущих цен на газ, а рекордная жара в Европе провоцирует повышенное потребление электроэнергии.
Рост цен на уголь в Азии отражает риски временного дефицита, с которыми сопряжено эмбарго на российский уголь со стороны ЕС, а также добровольный отказ Японии и Южной Кореи от импорта угля из РФ, добавляет эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Он напоминает, что, согласно данным МЭА, в 2021 г. на Россию приходилось 18% мирового угольного экспорта (при доле Индонезии и Австралии 41 и 20% соответственно). Из данных Центра по международной торговле ЮНКТАД/ВТО следует, что особенно значимыми поставки из России были для европейского рынка: в 2021 г. на долю РФ приходилось 70% импорта энергетического угля ЕС, Великобритании и Норвегии (без учета торговли между странами). Доля Колумбии составила 13%, США – 9%, ЮАР – 3%, а Австралии и Индонезии, двух крупнейших в мире экспортеров энергетического угля, – лишь 2%.
Теперь европейским потребителям придется конкурировать за австралийский и индонезийский уголь с Японией, у которой в структуре импорта энергоугля на долю Австралии и Индонезии в 2021 г. пришлось 79%. По суммарному угольному импорту Япония более чем в 1,5 раза превзошла ЕС, Великобританию и Норвегию (143,3 млн т против 82,6 млн).
Межрегиональная конкуренция, по словам Родионова, как правило, сильно подстегивает цены. Он добавляет, что это приводит и к сближению азиатских и европейских цен. Например, спотовые цены на газ в Азии раньше более чем на 50% превышали цены в Европе, но в IV квартале 2021 г. эта разница составила лишь 10% ($35,3 против $32,2 за MMBTU – 1 млн британских термических единиц).
По мнению Пучкарева, рост цен может продолжаться несколько месяцев, но на более долгосрочном горизонте на ценах должны сказаться перестраивание логистических цепочек и оптимизация поставок. По мнению Красноженова, дальнейшего роста цен на энергоуголь можно ожидать в летний сезон. Дневная температура в Индии и Пакистане превышает в последние недели +50 °C, что является рекордом за 60 лет, а страны Юго-Восточной Азии строят новые объекты угольной генерации.
Родионов отмечает, что цены на энергетический уголь в Ньюкасле в ближайшие месяцы могут опуститься до $250/т в силу волатильности. Но цена все равно будет значительно выше среднего уровня 2021 г. ($138/т). Возвращения цен к уровню 2021 г., по его мнению, можно ожидать в 2023 г., когда завершится логистическая перестройка угольных рынков и начнет работать антиинфляционная политика развитых стран.
Российские компании продолжат наращивать продажи энергоугля в Азию, считает Красноженов. Импорт угля из России в Китай за апрель 2022 г. увеличился вдвое и составил 4,5 млн т, а цены на российский энергоуголь выросли со $155–165/т на базисе FOB Восточный (Приморье) в начале июня до $180/т в середине июня. Но в полной мере российские компании вряд ли ощутят на себе эффект от роста цен на уголь в Азии, считает Пучкарев. Он поясняет, что экспорт угля упирается в логистику, поэтому быстро нарастить объемы поставок в регион не получится.