«Трансмашхолдинг» продал бизнес в Венгрии местному партнеру

Холдинг столкнулся со сложностями во взаиморасчетах из-за закрытия местной «дочки» Сбербанка
ТМХ – не первая российская машиностроительная компания, которой приходится расставаться с зарубежным бизнесом
ТМХ – не первая российская машиностроительная компания, которой приходится расставаться с зарубежным бизнесом / stringfixer.com/dunakeszi

«Трансмашхолдинг» (ТМХ) продал свой бизнес в Венгрии локальному партнеру Magyar Vagon Zrt, рассказал «Ведомостям» гендиректор холдинга Кирилл Липа. По его словам, серьезным препятствием в дальнейшем взаимодействии с венгерскими партнерами стали взаиморасчеты. Стоимость продажи активов Липа не назвал.

«Мы работали через венгерский Сбербанк, но из-за санкций он прекратил свою операционную деятельность. Открытие же счетов в других венгерских банках в текущих условиях для российской компании невыполнимая задача», – сказал топ-менеджер. «Ведомости» направили запрос в кредитную организацию и Минпромторг РФ.

В Венгрии у дочерней структуры ТМХ – TMH International было два паритетных СП с Magyar Vagon Zrt., специализирующейся на проектах железнодорожной промышленности. Одно СП называлось TMH Hungary, второе – TMH Hungary Invest. Последнее два года назад приобрело 90% венгерской машиностроительной компании Dunakeszi. Стоимость актива оценивалась на уровне $25–30 млн. TMH Hungary управляло Dunakeszi.

В 2018 г. TMH Hungary подписала с «Египетскими национальными железными дорогами» (ЕНЖД) договор на поставку в течение пяти лет 1300 пассажирских вагонов на общую сумму более 1 млрд евро. Тогда TMH Hungary еще целиком принадлежала ТМХ, но в 2019 г. венгерские партнеры выкупили 50% компании.

По договору с египтянами первые 650 вагонов поставляет Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ; входит в ТМХ), а вторую половину – Dunakeszi. Первая партия готовой продукции была отгружена ЕНЖД в конце 2020 г. Финансируют сделку венгерский и российский экспортно-импортные банки.

«По условиям финансирования мы были обязаны обеспечить 51% локализации [производства вагонов] в Венгрии, – говорит Липа. – Поэтому мы в любом случае должны были из Твери поставить только определенную часть продукции. И вся тверская часть уже реализована, т. е. в плане промышленного, торгово-экономического и коммерческого взаимодействия с российской стороны все закончено».

«Трансмашхолдинг» в цифрах

Структурам Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, председателя совета директоров ТМХ Дмитрия Комиссарова и Кирилла Липы принадлежит 79,4% ТМХ. Липа признается контролирующим акционером. Еще 20% ТМХ – у французского концерна Alstom. Чистая прибыль холдинга по МСФО в 2021 г. составила 8,6 млрд руб. (-63% к 2020 г.), выручка – 311,9 млрд руб. (+2,1%).

По словам топ-менеджера, за ТМХ остались конструкторская документация на вагоны, инженерная поддержка, операционное планирование и общая координация проекта. Все, что планировалось по этому проекту в кооперации с Венгрией, будет реализовано, но без акционерного участия ТМХ, добавил он.

«Сложившиеся обстоятельства могут увеличить сроки реализации, но незначительно. Проект должен был закончиться в августе 2024 г., но, скорее всего, завершится в апреле 2025 г.», – отметил Липа.

Кроме этого Dunakeszi в августе 2020 г. получила контракт оператора пассажирских перевозок Венгрии MAV-Start на ремонт и модернизацию парка, состоящего из 403 пассажирских вагонов в течение четырех лет. Общая стоимость работ составит 90 млн евро, указывал ТМХ.

ТМХ – не первая российская машиностроительная компания, которой приходится расставаться с зарубежным бизнесом. В середине июня 2022 г. сообщалось о продаже группой «Объединенные машиностроительные заводы», принадлежащей Газпромбанку, своей чешской «дочки» Skoda JS (специализируется на атомном машиностроении). 100% акций выкупила финансово-инвестиционная группа Wood & Company Financial Services в интересах чешской энергокомпании CEZ («Ведомости» писали об этом 17 июня). Сумму сделки эксперты оценивали в $50–70 млн.

Dunakeszi была основным активом ТМХ в Венгрии, но ее главная ценность была связана с реализацией египетского контракта, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, ТМХ при необходимости может завершить контракт с египтянами самостоятельно, используя мощности ТВЗ. Это приведет к незначительному увеличению сроков поставок в рамках предусмотренных контрактом, считает эксперт.

«В целом сейчас ТМХ с его масштабным международным бизнесом из-за санкционного давления придется непросто, но высокий уровень локализации и работа в странах, которые не вводили санкции, позволяют рассчитывать, что все контракты будут успешно выполнены», – оптимистичен Бурмистров.

Независимый отраслевой аналитик Елена Сахнова считает, что контракт с Египтом ТМХ сохранит и сможет выполнить свои обязательства до конца. Максимум, что потеряет российский холдинг, – долю в Dunakeszi, поскольку в условиях санкций продать ее дорого невозможно, отмечает эксперт.