Продавец спортивных товаров «Кант» закрыл часть магазинов в объектах Decathlon
Что будет с партнерством двух ритейлеров, пока неизвестноСеть магазинов спортивных товаров «Кант» вынужденно приостановила работу двух точек в Москве – в торгово-промышленной зоне «Алтуфьево» и в комплексе «Зеленопарк» в Зеленограде, рассказал «Ведомостям» ее управляющий партнер Антон Виноградов. Он связывает это с уходом французского ритейлера Decathlon, с которым его компания развивала совместные проекты в российской столице и Екатеринбурге.
Партнеры с 2017 г. начали развивать формат «магазин в магазине» (из 3000–4000 кв. м общей площади в каждой точке около трети арендовал «Кант»). Decathlon специализируется на товарах для начинающих и для опытных спортсменов, но был запрос и на товары для более продвинутых пользователей и для работы с этой аудиторией компания привлекла партнера – «Кант», объяснял причину сотрудничества директор по развитию «Декатлон Россия» Даниэль Арфауи. «Кант» специализируется на продаже профессиональной экипировки и сопутствующих товаров для шести видов спорта: горных лыж, сноубордов, беговых лыж, туризма, роликовых коньков и велоспорта.
За пять лет компании открыли четыре точки – одну в Екатеринбурге и три в Москве. Работа двух из них теперь будет приостановлена из-за конфигурации торговых площадей и сложностей работы внутри закрытого магазина. Продажи в Екатеринбурге удалось сохранить даже несмотря на уход партнера, говорит Виноградов. Он надеется, что магазин на Теплом Стане также продолжит работу.
«Для нас закрытие Decathlon – печальное событие, это был очень интересный формат, позволяющий дополнить друг друга», – говорит Виноградов, отмечая, что сейчас «Кант» готовится к открытию в сентябре нового магазина уже без партнера. Он появится в торговом центре «Косино парк». Правда, Виноградов верит, что Decathlon вернется и компании смогут продолжить совместную работу.
В Decathlon не ответили на запрос «Ведомостей». Один из консультантов говорит, что французский ритейлер пока сохраняет договоры аренды в торговых центрах и не продает те здания, в которых компания владеет долей в 50%.
Крупнейший в мире производитель и продавец спортивных товаров – французский Decathlon – принадлежит Мишелю Леклерку (40%, двоюродный брат основателя Auchan, семья которого также контролирует Leroy Merlin) и другим частным инвесторам. После начала спецоперации на Украине компания заявила, что не будет уходить из России. Но с 29 марта приостановила работу магазинов. Официальная причина – невозможность продолжать поставки в страну в связи с санкциями. По данным компании, у нее сейчас более 60 магазинов в России. В 2021 г. выручка основного юридического лица ритейлера – ООО «Октоблу» – составила 28,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб.
«Кант» основан в 1989 г. Григорием Ариевичем и Даниилом Виноградовым. Помимо розничной (в сеть до закрытия двух точек входило 23 магазина) и оптовой торговли у компании есть эксклюзивные контракты на дистрибуцию более 60 брендов. Она также управляет 17 горнолыжными склонами в Москве, горнолыжной школой и рестораном «Шале». Выручка ООО «Кант» в 2021 г. составила 1,5 млрд руб., чистая прибыль – 9,3 млн руб.
«Кант» сумел сохранить продажи, несмотря на уход партнера, благодаря тому, что это сильный бренд со своей сформированной целевой аудиторией и развитым онлайном, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По данным Виноградова, на онлайн у сети приходится порядка 28% продаж. Что касается сотрудничества с Decathlon, то, по словам Бурмистрова, это был успешный проект для обеих сторон, его можно было бы развивать и дальше. Но найти столь же сильного партнера ему на смену будет непросто, считает эксперт.
К примеру, один из крупнейших игроков на этом рынке – «Спортмастер» в таком формате не заинтересован. Что же касается возможного повышения цен на спорттовары из-за уменьшения конкуренции на рынке, то Бурмистров сомневается, что уход Decathlon, который начал закрывать магазины еще весной, окажет какое-то существенное влияние на общую ситуацию.
В 2021 г. Россия импортировала спортивного инвентаря и оборудования на $548 млн, из которых $100 млн, по данным Федеральной таможенной службы, приходится на электронные тренажеры и силовое оборудование. Весь рынок спортивных товаров, включая одежду и обувь, в России может составлять от 230 млрд руб. (по данным Ассоциации производителей и экспортеров спортивных товаров).