России предрекли падение добычи нефти на 10% по итогам 2022 года

Эксперты пока считают такой прогноз излишне пессимистичным
Текущее снижение добычи, по оценкам Kept, компенсируется ростом цен на нефть, которые с начала года увеличились
Текущее снижение добычи, по оценкам Kept, компенсируется ростом цен на нефть, которые с начала года увеличились / Максим Стулов / Ведомости

В России добыча нефти без учета газового конденсата по итогам 2022 г. снизится на 10% к уровню прошлого года – до 438 млн т. Такой прогноз содержится в исследовании «Нефтегазовый рынок РФ в новых условиях» компании Kept (бывшее КПМГ в России). Среднесуточная добыча, по прогнозам авторов, снизится до 8,8 млн с 9,7 млн барр. в 2021 г.

Эта оценка почти на 15% ниже прогноза КПМГ, который она давала до санкций в 2022 г., говорится в обзоре. Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков сообщил «Ведомостям», что основное снижение добычи ожидается во втором полугодии с учетом эффекта от ограничений ЕС на импорт российской нефти.

По оценке Kept, в первом полугодии 2022 г. под эмбарго стран-импортеров оказалось порядка 18% российского экспорта нефти. Наибольшие риски сейчас связаны с сокращением поставок в ЕС, куда в 2021 г. пошло 108,1 млн т российской нефти (47% экспорта), указывают они.

Kept ожидает, что в целом экспорт нефти из России в 2022 г. снизится лишь на 2% – с 231 млн т в 2021 г. до 228,3 млн т. То есть российские нефтекомпании смогут переориентировать экспортные потоки на новые рынки. Поставки в Азию в первом полугодии 2022 г. уже превысили поставки в Европу, говорится в исследовании.

Но сложившаяся ситуация приведет к снижению нефтепереработки в России и рынков смежных услуг и товаров, например нефтесервиса, говорится в обзоре. Малков пояснил, что ожидаемое падение переработки связано с ограничениями на экспорт нефтепродуктов, дефицита топлива на внутреннем рынке не ожидается. Возможную динамику снижения переработки нефти в Kept не уточнили.

Российским нефтекомпаниям, отмечается в обзоре, нужно оперативно провести пересмотр планов. Среди вызовов авторы помимо снижения добычи и переориентации экспорта называют «потребность в высокотехнологичных услугах и оборудовании и значительные скидки на российскую нефть на внешних рынках». Уход из России иностранных поставщиков технологий может усугубить ситуацию с добычей, что может привести и к сокращению бурения, говорится в документе.

Текущее снижение добычи, по оценкам Kept, компенсируется ростом цен на нефть, которые с начала года увеличились более чем на 50% – с $75 до $110 за баррель Brent. «Попытки увеличить добычу до уровня 2021 г. в текущей ситуации могут дать негативный сигнал рынку и снизить стоимость барреля», – предупреждает Малков.

Покупатели начали сокращать закупки российской нефти после начала СВО России на Украине. В марте 2022 г. эмбарго объявили США и Великобритания. В июне ЕС включил частичный запрет на поставки российской нефти в шестой пакет санкций. По истечении шести месяцев будет запрещен ее импорт по морю.

Отказываться от закупок российской нефти начали также международные нефтетрейдеры, а дисконт в цене на российскую нефть Urals к Brent достигал $20–30/барр. Средняя цена на Urals в мае, по данным Минфина России, составляла $78,81/барр. Фьючерсы на Brent в мае торговались по $101–123/барр., свидетельствуют данные биржи ICE. 23 июня стоимость августовского фьючерса Brent превышала $112/барр.

Вице-премьер РФ Александр Новак в конце мая говорил, что добыча нефти в России в 2022 г. может снизиться до 480–500 млн т с 524 млн т в 2021 г., т. е. на 5–8%. По его словам, правительство ожидает постепенного восстановления добычи после падения в апреле примерно на 1 млн барр./сутки. А министр энергетики Николай Шульгинов 16 июня заявил телеканалу «Известия», что добыча нефти с учетом конденсата в 2022 г. может сохраниться на уровне прошлого года «или уменьшиться на 3–5%».

В мае 2022 г. добыча нефти в РФ с учетом конденсата выросла на 5% по отношению к апрелю – до 43,1 млн т («Ведомости» писали об этом 2 июня). В январе – мае 2022 г. добыча нефти в России выросла на 3,5% до 219,9 млн т, переработка сократилась на 4% до 112 млн т, а экспорт нефти вырос почти на 13% до 102,7 млн т.

В «Роснефти», «Лукойле», «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», Минэнерго на запросы «Ведомостей» на момент сдачи статьи не ответили.

Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин отметил, что, согласно прогнозам банка, падение добычи нефти с газовым конденсатом в России может составить в 2022 г. порядка 5,5%, среднесуточный показатель – чуть менее 10 млн барр. Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков обратил внимание на рост добычи в мае. Чтобы добыча просела за год на 10%, по его словам, во втором полугодии должно произойти «очень резкое падение». Это, по мнению Тануркова, маловероятно с учетом того, что эмбарго ЕС начнет действовать только в конце года. В худшем сценарии существенного падения добычи следует ожидать в 2023 г., полагает он.

Эксперт «БКС мир инвестиций» Игорь Галактионов допускает падение экспорта в IV квартале перед эмбарго ЕС, тогда добыча может сократиться на 1,5–2 млн барр./сутки, но в среднем по году снижение «может оказаться ниже оценок Kept». В 2023–2024 гг. среднегодовой темп сокращения добычи не превысит 4–5%, прогнозирует он.

Блохин согласен с тезисом Kept, что потенциал сокращения добычи обусловлен снижением загрузки НПЗ. Снижение нефтепереработки, наблюдаемое с мая, в первую очередь вызвано сокращением экспорта нефтепродуктов и вынужденной переориентацией крупных НПЗ на домашний рынок, поясняет он. По оценке Альфа-банка, экспорт нефтепродуктов в этом году может упасть на 20%, а прирост экспорта российской сырой нефти в АТР может достичь 1 млн барр./сутки.

Текущее снижение добычи, по оценкам Kept, компенсируется ростом цен на нефть, которые с начала года увеличились