Продажи тяжелых грузовиков в России в 2022 году могут сократиться на 30–40%

Из-за санкций с рынка практически полностью ушел премиум-сегмент
В 2022 г. «Камазу» придется собирать упрошенные модели грузовиков старого поколения
В 2022 г. «Камазу» придется собирать упрошенные модели грузовиков старого поколения / Егор Алеев / ТАСС

Продажи тяжелых грузовиков массой 14–40 т в России в 2022 г. снизятся на 30–40%, рассказал журналистам на Петербургском международном экономическом форуме гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. В прошлом году, по оценкам компании, этот рынок составил 79 000 единиц техники. Таким образом, в этом году может быть продано 47 000–55 000 грузовиков.

Падение рынка в мае, по оценке Когогина, уже составило порядка 47%. Оно произошло в основном за счет премиум-сегмента, на который приходилось до 50% продаж. При этом в I квартале наблюдался повышенный спрос, также компании распродавали складские запасы, напоминает он.

Но прогноз собственных продаж на 2022 г. «Камаз» корректировать не спешит. По словам Когогина, он остается прежним (на уровне 39 000 грузовиков за год. – «Ведомости»), но в общем объеме выпуска машины поколения К3, т. е. старого модельного ряда, будут преобладать.

«У нас основная сложность – это поколения К4–К5 (технически более продвинутые. – «Ведомости»). В бизнес-плане [на 2022 г.] у нас было [запланировано] 16 000 таких автомобилей, и все было сделано, чтобы это произошло», – сказал топ-менеджер. План по выпуску К4, по его словам, предприятие хочет реализовать в течение 2022 – первого полугодия 2023 г. «Основной темой становилось поколение К5: в этом году [был план выпустить] 8000, в следующем – уже 14 000. Но в текущей ситуации мы потеряли этот объем», – констатировал Когогина.

В феврале германский производитель грузовиков Daimler Truck сообщил о приостановке сотрудничества с «Камазом», в том числе по поставкам комплектующих, на фоне введенных ЕС антироссийских санкций из-за СВО на Украине. Также в планы немецкого автоконцерна входит продажа принадлежащих ему 15% акций «Камаза». Об уходе с российского рынка также объявили ряд европейских производителей автокомпонентов, включая компанию Bosch, которая поставляла топливную аппаратуру. «Камазу», как писали в марте «Ведомости», даже пришлось временно из-за недостатка комплектующих начать предлагать дилерам грузовики поколения К3 с двигателями «Евро-2» до того момента, пока аппаратура Bosch не будет замещена агрегатами Алтайского завода прецизионных изделий.

«Камаз» не перестал выпускать грузовики новых поколений, но сейчас вырабатывает складские запасы и пытается найти поставщиков в Азии, отметил Когогин. Всего, по его оценке, в 2022 г. будет выпущено 3000–5000 грузовиков поколений К4 и К5.

Это болезненно для компании, потому что дорогие машины генерируют основной денежный поток, добавил гендиректор «Камаза». Именно поэтому выпуск техники поколения К3, по словам Когогина, не позволит компании вырасти по выручке по итогам 2022 г. Насколько она может снизиться, он не уточнил.

Практически не изменил «Камаз» и прогноз экспортных поставок. По оценке Когогина, объем экспорта составит от 4000 до 5000 грузовиков против плана в 5000 на 2022 г. «В экспорте основная проблема – это платежи. Наши партнеры плохо понимают, как можно платить. Мы тоже плохо понимаем. Вторая проблема – это низкий курс валют. Экспорт ориентируется на долларовые цены, а при таком укреплении рубля наша доходность от него будет в лучшем случае нулевая», – обрисовал ситуацию топ-менеджер.

Сейчас компания в основном исполняет ранее подписанные контракты на поставку машин. Но без системных решений в этой области экспорт становится «делом случая», подчеркнул Когогин.

Данные о впервые зарегистрированных за отчетный период грузовиках считают по тяжелым и среднетоннажным автомобилям вместе. Всего за 2021 г. в России было поставлено на учет 100 196 единиц такой техники, следует из данных «Автостат-инфо». Это на 38% больше, чем в 2020 г. («Ведомости» писали об этом 23 января).

В прошлом году лидером продаж в грузовом сегменте стала среднетоннажная модель группы ГАЗ «Газон Next», их было продано 8159 шт., что на 28% больше, чем в 2020 г. С минимальным отрывом следуют продажи тяжелого грузовика «Камаз 43118» – 8115 единиц (+25% к 2020 г.). Остальной топ продаж также занимает продукция «Камаза»: на 3-м месте – тягач 5490 (8020 шт., +45%), на 4-м – самосвал 65115 (7274 шт., +33%), замыкает пятерку самосвал 6520 (4299 шт., +21%). Первая зарубежная модель – тягач Mercedes Actros – была на 6-м месте с результатом 3955 автомобилей (+31%). Также в десятку лидеров продаж 2021 г. попали Volvo FH, «Урал 4320», DAF XF и MAN TGX.

Независимый автоэксперт Владимир Беспалов согласен с прогнозом «Камаза» о снижении объема рынка на 30–40% по итогам 2022 г. По его словам, такое существенное падение возможно, если до конца года на рынке будет сохраняться дефицит предложения и проблемы с поставками комплектующих. «При решении вышеперечисленных сложностей и сохранении существующих трендов в экономике снижения продаж можно будет избежать», – полагает Беспалов. Эксперт уверен, что «Камаз» сможет решить проблему с комплектующими для грузовиков нового поколения: «На горизонте полугода-года большая часть трудностей будет преодолена».