Металлурги за пять месяцев 2022 года резко нарастили экспорт в Азию

Но это пока не полностью компенсирует отрасли потерю европейского рынка
Рост экспорта металлов в восточном направлении во многом связан c сокращением вывоза угля
Рост экспорта металлов в восточном направлении во многом связан c сокращением вывоза угля / Виталий Аньков / РИА Новости

На фоне закрытия рынков Европы российские металлурги за первые пять месяцев года резко нарастили экспорт в Азию. Это удалось сделать за счет снятия привилегии угольщиков на железной дороге. Но пока, по всей видимости, экспорт на восток не полностью компенсирует отрасли потерю западных рынков

Объем экспортных перевозок продукции черной металлургии по сети РЖД в восточном направлении за пять месяцев 2022 г. вырос более чем на 26% к тому же периоду 2021 г. Об этом сообщил 16 июня на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило.

«Западное направление с точки зрения экспорта резко просело, а на восток мы сейчас повезли с ростом более 26%», – сказал он. Топ-менеджер также напомнил, что в целом погрузка металлов в январе – мае выросла на 3%. В начале июня РЖД сообщала, что она составила 29,8 млн т.

Шило отметил, что рост поставок металлов в восточном направлении произошел в том числе за счет приостановки правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре. Это позволило, по его словам, более 700 предприятиям различных отраслей начать возить продукцию по железной дороге в восточном направлении.

В марте правительство приостановило действие ПНД в железнодорожной инфраструктуре и части морских портов до 1 июля 2022 г. ПНД обеспечивали доступ на Восточный полигон (БАМ и Транссиб) для угольных компаний, под продукцию которых, являющуюся для РЖД низкодоходным грузом, фактически бронировались значительные провозные емкости железной дороги.

Шило также обратил внимание на необходимость развития портов для дальнейшего наращивания экспорта металлов в Азию. Он указал, что на мощности по перевалке угля приходится 76% мощностей российских портов и лишь 1% предназначен для перевалки металлов.

Замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов на ПМЭФ-2022 сообщил, что для поддержки металлургических компаний министерство предлагает продлить сроки приостановки действия ПНД. Он напомнил, что для российских металлургов из-за санкций закрылись рынки западных стран, а внутреннее потребление металлов сильно просело. По словам чиновника, снижение потребления произошло в строительной отрасли, на которую приходится 40–57% различных видов металлургической продукции, в автопроме и машиностроении.

Евтухов также напомнил про «излишне крепкий» рубль, который невыгоден экспортерам, а также необходимость поставок металлургической продукции из РФ на новые рынки с дисконтом. Ранее в ассоциации «Русская сталь» указывали, что дисконт, например, на слябы из РФ при поставке на азиатские рынки доходит до $250 на 1 т.

В марте 2022 г. ЕС в рамках санкций из-за СВО на Украине запретил импорт из России стального проката, арматуры, сварных и бесшовных труб. В 2021 г., по данным ФТС, Россия экспортировала только стального проката на $7,36 млрд, физический объем поставок вырос на 11,6% до 8,5 млн т.

На фоне закрытия рынка ЕС цены на сталь в России к концу мая вплотную приблизились к уровню экспортного паритета, т. е. снизились и сравнялись со стоимостью на ведущих торговых площадках за рубежом («Ведомости» рассказывали об этом 13 июня). Это может привести к проблемам в отрасли, в частности к существенному снижению производства, говорили собеседники «Ведомостей» в металлургических компаниях. Другой причиной спада производства является снижение инвестактивности в строительной отрасли.

По оценке группы НЛМК, российская черная металлургия в 2022 г. может снизить производство к уровню предыдущего года на 15% до 59,6 млн т. Производство во втором полугодии может упасть на 26% до 26,3 млн т, наиболее значительным оно будет в сегменте горячекатаного проката. А экспорт стальной продукции из России, по прогнозу НЛМК, в 2022 г. может снизиться на 23%. Всемирная ассоциация стали (WSA) в апрельском обзоре прогнозировала снижение потребления стали в России по итогам 2022 г. к уровню прошлого года на 20% до 35,1 млн т.

«Впечатляться высоким темпом роста отгрузок в восточном направлении не стоит, так как сказывается эффект низкой базы», – сказал «Ведомостям» управляющий директор рейтинговой группы НРА Сергей Гришунин. По его оценке, на альтернативные рынки придется перенаправить около 4 млн т стального проката. Пока говорить о полной компенсации потерь на западе рано, тем более что на восток отправляют и значительные объемы полуфабрикатов (сляб и заготовка), которые не подпали под санкции и продолжают поставляться в ЕС, отмечает аналитик.

Гришунин также обращает внимание на то, что увеличение перевозки металлов и других высокомаржинальных для РЖД грузов происходит за счет снижения экспорта угля. «Приостановка ПНД, которая помогает вывозить более маржинальные для РЖД грузы, может быть продлена до начала подготовки к отопительному сезону, т. е. до октября, когда спрос на уголь на мировых рынках вырастет», – рассуждает эксперт.

Рост экспорта металлов в восточном направлении во многом связан c сокращением вывоза угля, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук отмечает, что до апреля 2022 г. перевозки черных металлов на экспорт через Приморский край были на уровне 2021 г. Но с апреля этот экспорт, по данным ИПЕМа, вырос на 53% по отношению к тому же месяцу 2021 г., в мае – уже на 72%. Объем перевозок угля на экспорт через Приморье с марта по май сократился на 10% (до 700 000 т), подсчитал ИПЕМ, а перевозки черных металлов выросли там на 78% (+340 000 т).

Ведущий эксперт «Финам менеджмента» Дмитрий Баранов предполагает, что рост перевозки металлов, возможно, произошел также за счет повышения интенсивности движения на Восточном полигоне и увеличения веса поездов.

«Ведомости» направили запросы на крупнейшие предприятия черной металлургии.

В подготовке статьи участвовали Николай Николаев и Ксения Потаева