Курьерские службы просят регионы дать льготы и субсидии
Сейчас субъекты РФ помогают микрозаймами и поручительствамиМежрегиональная ассоциация курьерских служб (МАКС; членами являются «Сбермаркет», «Грузовичкоф Экспресс», «Доставка гуру» и др.) обратилась к властям регионов с просьбой поддержать бизнес в кризисный период. «Ведомости» ознакомились с письмами, разосланными ассоциацией в мае – июне главам Санкт-Петербурга, Татарстана, Московской и Тульской областей.
Президент МАКС Александр Митюков пишет, что отечественные транспортно-логистические компании, курьерские службы и логистические подразделения маркетплейсов «испытывают серьезные финансовые и операционные трудности». Увеличилась стоимость содержания автопарка, обслуживания автомобилей, цена комплектующих, что привело к резкому росту издержек. Результатом может стать сокращение рабочих мест, массовые простои и увольнения, а также банкротства компаний и «ликвидация значительной части региональной транспортно-логистической инфраструктуры», говорится в письмах.
Ассоциация уже направляла ряд предложений федеральным властям по поддержке отрасли в марте и апреле 2022 г., часть из которых были поддержаны, сообщил «Ведомостям» представитель ассоциации. В частности, повышающий коэффициент при исчислении транспортного налога применяется теперь только для автомобилей стоимостью свыше 10 млн руб., а уплата утилизационного сбора перенесена на декабрь 2022 г. Транспортные компании также получили возможность досрочного выкупа имущества по лизинговым договорам без штрафных санкций.
«Но некоторые предложения могут быть реализованы только на региональном уровне, поэтому ассоциация приняла решение обратиться напрямую к властям субъектов. Пока [письма] направлены в те регионы, где много компаний, входящих в ассоциацию. Позднее планируем обратиться и в другие регионы», – говорит представитель ассоциации.
В своих письмах МАКС просит снизить налог на имущество на 30% на три года для логистических компаний, владеющих складами в регионе. Ассоциация также предлагает рассмотреть возможность до конца 2023 г. освободить от уплаты транспортного налога компании отрасли, если по итогам трех кварталов 2022 г. падение выручки составило более 30%.
В документе указывается, что в текущем году стоимость содержания автопарка выросла на 78–100% по сравнению с 2021 г., обслуживания автомобилей – на 45%, цены на комплектующие – минимум на 60%.
Обслуживание автомобилей действительно сильно подорожало, подтверждает заместитель исполнительного директора компании «Курьер сервис экспресс» Мария Мартынова. Она также обращает внимание на отсутствие на рынке оригинальных запчастей для импортных машин. «Обслуживание тягача Mercedes-Benz сейчас обходится нам в 2 раза дороже, чем в прошлом году. На данный момент расходуются складские запасы [запчастей], но и они не безграничны», – сказала она «Ведомостям».
«Все это приводит к увеличению издержек компаний, стоимости логистики (себестоимость поездки уже выросла более чем на 27%) и росту цен на потребительские товары», – пишет Митюков.
Кроме того, МАКС предлагает регионам разработать программу субсидирования покупки новых транспортных средств и комплектующих, в рамках которой будет компенсироваться 50% их стоимости.
Бюджетные машины, несмотря на нехватку импортных комплектующих, будут производиться в РФ (например, Lada Granta), говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. Такая программа, по мнению эксперта, могла бы поддержать отечественный автопром. Но заниматься этим должны не регионы, поскольку ее разработка и принятие возможны только на федеральном уровне, считает он.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин обращает внимание на то, что в письмах МАКС приводится динамика повышения цен для европейской техники. Переход на комплектующие и машины азиатской сборки, по его словам, может стать выходом из сложившейся ситуации. Но и здесь, по оценкам эксперта, рост стоимости запчастей на 30–40% неизбежен.
Также курьерам в регионах не хватает программ льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), пишет Митюков, не уточняя подробностей. Гришунин считает это предложение «наиболее проблемным», указывая, что сами банки не всегда готовы работать с МСП, считая их высокорисковыми клиентами. Он также добавляет, что для регионов «наиболее реалистично было бы снизить налог на имущество на один год», а не на три, как просит ассоциация.
Директор по связям с государственными органами Delivery Club Александр Оленин считает, что снижение налоговой нагрузки и внедрение программ субсидирования позитивно скажется на финансовой устойчивости бизнеса. Но не менее значимо, по его мнению, дальнейшее развитие института самозанятости, востребованного среди курьеров в сфере доставки еды. «Необходимо дальнейшее расширение перечня мер господдержки самозанятых, создание четких законодательных критериев, а также расширение перечня иностранных государств, граждане которых могут работать таким образом», – полагает он.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов указывает, что поддержка отрасли в текущей ситуации была бы логичной, поскольку рост транспортных затрат «сказывается на стоимости всех товаров и закладывается в цену конечного продукта». «Снижение транспортных затрат положительно скажется на итоговом спросе и экономике РФ в целом», – добавил он.
Представитель пресс-службы аппарата правительства Тульской области сообщил «Ведомостям», что в регионе уже реализуется финансовая поддержка для транспортной, логистической и курьерской отрасли в виде льготных микрозаймов (до 7%) в размере до 5 млн руб. на срок до трех лет. Также выдаются поручительства Тульского областного гарантийного фонда по договорам займа, лизинга и для предоставления банковской гарантии, уточнил он.
В пресс-службах Санкт-Петербурга, Московской области и Татарстана на момент публикации на вопросы «Ведомостей» не ответили.