РЖД хочет изменить правила согласования заявок на перевозку грузов
Это нарушит права потребителей услуг железнодорожного транспорта, считают участники рынка«Российские железные дороги» (РЖД) просят Минтранс изменить правила согласования заявок на перевозки грузов. Проект приказа 20 мая монополия направила заместителю министра транспорта Валентину Иванову, а 31 мая – отраслевым ассоциациям (копия есть у «Ведомостей»).
Речь идет об утверждении нового перечня оснований для отказа отправителю в согласовании заявки на перевозку, следует из документа. Значимым отличием проекта приказа от его действующей редакции стали новые критерии «о необходимости учета при согласовании заявки на перевозку вместимости и способности путей необщего пользования» обрабатывать определенное количество поездов. Пути необщего пользования – собственные железные дороги крупных компаний, не входящие в сеть РЖД.
Как пояснил «Ведомостям» зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Денис Семенкин, теперь при подаче заявки РЖД сможет отказаться ее согласовать, если, например, мощностей подъездного пути на станции не хватает. Либо в случае, если выяснится, что владелец путей необщего пользования внес изменения, например увеличил подъездной путь, купил новую погрузо-разгрузочную технику, но не уведомил об этом РЖД, продолжает эксперт.
В письме в Минтранс (также есть у «Ведомостей») РЖД поясняет, что перечень оснований для согласования перевозки не менялся с 2014 г. Он требует актуализации «в связи с возросшим объемом перевозок отдельных грузов (контейнеров, угля) во внутрироссийском сообщении, в том числе из-за переориентации грузопотоков», указано в документе. Простаивающие на путях РЖД в ожидании выгрузки вагоны создают «пробки», снижают пропускную способность, ухудшают производственные и финансовые показатели РЖД и т. п., сетует монополия.
«Предложения направлены на повышение эффективности организации использования инфраструктуры железнодорожного транспорта с учетом изменения логистики перевозок и перерабатывающих способностей каждого грузополучателя», – пояснил «Ведомостям» представитель РЖД.
Источник в Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) рассказал «Ведомостям», что это не первый раз, когда монополия пытается корректировать перечень «в подобном ключе».
Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов считает, что в настоящий момент все вопросы взаимодействия железнодорожников с потребителями и смежниками «полностью урегулированы» действующими нормативно-правовыми актами и необходимо только обеспечить их четкое исполнение. По его словам, новые инициативы в этой части «разве что способствуют сокрытию ответственности за текущие результаты».
Повышенный контроль РЖД над участками примыкания к путям общего пользования необходим, считает представитель ГК «Дело». По его словам, приказ может снизить загруженность подъездных припортовых путей, но из-за этого могут быть недозагружены мощности самих портов.
По предварительным оценкам операторов, документ негативно скажется на гарантиях прав потребителей услуг железнодорожного транспорта, добавил источник в СОЖТ. Другой собеседник «Ведомостей» в одном из крупных грузоотправителей также считает, что инициатива носит односторонний характер, т. е. принимается в интересах РЖД. «В случае принятия приказа усложняется согласование заявок. При перегруженности подъездных путей заявки будут отклоняться. А случаи перегруженности участились», – говорит он.
Директор «РТСБ-рус» Александр Баскаков добавляет, что РЖД за счет данной инициативы сможет в любой момент воспользоваться монопольным положением, чтобы надавить на грузоотправителей. Например, сейчас на многих станциях не хватает локомотивов, которые используются для того, чтобы тянуть вагоны с терминала на станцию. «С учетом новых правил РЖД смогут отказать неугодному терминалу в подаче локомотива», – полагает Баскаков.
Непонятна методика, по которой РЖД рассчитывает перерабатывающую способность подъездного пути, так как это внутренняя аналитика компании по ею же утвержденным нормативам, указывает Семенкин. По его мнению, это может привести к возникновению ошибок в расчетах РЖД, которые участники рынка не смогут проверить.
По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, и грузоотправители, и РЖД становятся виновниками появления брошенных вагонов на сети. В середине апреля 2022 г. РЖД оценила количество невостребованных вагонов на сети в 137 000, из которых 37 000 приходилось на полувагоны. Для разгрузки путей общего пользования предлагалось размещать такие вагоны на частных путях предприятий, но для РЖД такой вариант оказался затратным, напомнил Гришунин.
«Требования нового приказа увеличат вероятность поставки груза, позволят отсечь недобросовестных грузоотправителей, которые грузят без полного согласования с принимающей стороной и понимания дальнейшей загрузки парка», – считает эксперт. Возможности РЖД для отклонения грузов увеличатся, но злоупотреблять этим в ситуации возможного спада перевозок монополия будет ограниченно, полагает Гришунин.
Юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко считает, что предлагаемые РЖД поправки нарушают антимонопольное законодательство, поскольку улучшают положение монополии и препятствуют возможности использовать инфраструктуру «с учетом потребностей ее собственников».
Отраслевые ассоциации должны представить свои предложения по актуализации перечня в «Росжелдор» не позднее 8 июня 2022 г., ведомству поручено направить свою позицию с учетом отзывов в Минтранс не позднее 10 июня 2022 г., следует из переписки монополии с ведомствами.
В пресс-службе Минтранса запрос проигнорировали, представитель ФАС заявил, что проект приказа не поступал.