«Аэрофлот» планирует заказать 300 самолетов российского производства

Это позволит компании в будущем избежать дефицита кресел и нарастить долю рынка
Sukhoi Superjet стал первым серийным гражданским воздушным судном, созданным в постсоветской России
Sukhoi Superjet стал первым серийным гражданским воздушным судном, созданным в постсоветской России / Андрей Гордеев / Ведомости

«Аэрофлот» планирует заказать у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех») 300 самолетов. Соответствующий рамочный договор стороны намерены подписать в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне этого года, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых с планами авиакомпании. Речь идет о воздушных судах (ВС) Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), МС-21 и Ту-214, уточняет один из них. По словам собеседника, львиная доля заказа придется на самолеты последнего поколения – SSJ100 и МС-21, меньшая – на Ту-214 (сколько именно ВС, он не уточнил).

В начале июня гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов говорил в интервью турецкой газете Star, что госкорпорация планирует выпустить более 110 самолетов типов МС-21, Ту-214 и Ил-114 к 2025 г. и около 500 к 2030 г. «Мы вступаем в череду крупных сделок с авиакомпаниями. Место и детали сделок сейчас финально не определены, комментировать это преждевременно», – сказал «Ведомостям» представитель «Ростеха». Представитель Минтранса переадресовал вопросы «Ведомостей» в «Аэрофлот», где на них не ответили. Также поступили в пресс-службе ОАК.

Группа «Аэрофлот» является крупнейшим эксплуатантом отечественной авиатехники. Первые SSJ100 перевозчик получил еще в 2011 г., затем постепенно увеличив их количество в парке до 50. В 2018 г. «Аэрофлот» заказал еще 150 SSJ100, из которых поставлено 76. Сейчас эти ВС большей частью переданы в авиакомпанию «Россия», входящую в группу «Аэрофлот». В том же 2018 году «Аэрофлот» подписал с «Ростехом» твердый контракт на поставку 50 среднемагистральных МС-21 в 2020–2026 гг. с опционом еще на 35 машин.

Твердые заказы на МС-21 в 2018 г. делали также авиакомпании Red Wings (16 машин) и «Ираэро» (10 самолетов) и лизинговые компании «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк лизинг» и «Ильюшин финанс». Всего на 2019 г. ОАК было заказано 175 таких самолетов, говорил тогда профильный вице-премьер Юрий Борисов. Источник РБК оценивал стоимость этой техники в $9 млрд. Запуск серийного производства МС-21 с импортными двигателями Pratt & Whitney неоднократно переносился. Одной из причин переноса стали санкции США в отношении компании «Аэрокомпозит» (входит в «Ростех»), из-за которых стали невозможны поставки импортных материалов для композитного крыла МС-21. В итоге самолет с турбинами зарубежного производства и крыльями из импортных композитов получил базовый сертификат типа лишь в декабре 2021 г.

«Россия» должна была получить первые такие ВС во второй половине 2022 г. Одновременно с этим предполагалось провести ремоторизацию с заменой двигателей на российские ПД-14. Чемезов в январе 2022 г. на встрече с премьером Михаилом Мишустиным уточнял, что производство МС-21 с российскими двигателями и крылом запланировано на 2024 г.

«Ростех» в марте текущего года предложил возобновить производство среднемагистрального самолета Ту-204/214 и дальнемагистрального Ил-96.

Это должно было стать дополнительной мерой поддержки отрасли до развертывания масштабного производства импортозамещенной версии SSJ100 и МС-21. О возможности наращивания серийного производства Ту-204/214 и Ил-96 говорил и Борисов на отраслевом совещании в Ульяновске 16 марта. 

Казанский авиазавод с 2009 г. выпустил 16 Ту-214 в разных модификациях для специального летного отряда «Россия» (обеспечивает перелеты первых лиц страны) и силовых ведомств, говорил в марте 2022 г. «Ведомостям» источник в ОАК. Кроме того, в 2010–2011 гг. были построены два самолета новой модификации Ту-204СМ как предсерийные машины и находятся на хранении, пояснял он. 

ОАК планирует построить 70 самолетов Ту-214 до 2030 г., сообщал «Ростех» в апреле. По заявлению Чемезова в этом же месяце, получать эти ВС российские авиакомпании начнут в 2024 г. 

Самолеты Ту-214 почти перестали возить пассажиров в 2018 г., когда Red Wings прекратила их эксплуатацию на регулярных рейсах. Сейчас такие суда в грузовом исполнении эксплуатирует «Авиастар-ТУ», несколько самолетов используются в качестве бизнес-джетов. 

Гражданское авиастроение в России сильно пострадало от санкций из-за СВО на Украине, поскольку отечественные проекты начинались в широкой международной кооперации, пояснял весной 2022 г. Борисов. Теперь помимо фактически полного прекращения сотрудничества с зарубежными лизингодателями российские компании столкнулись и с запретом на поставку комплектующих, необходимых для производства и ремонта ВС, в том числе для самолета SSJ100. Сейчас российская гражданская авиация может использовать иностранные самолеты преимущественно на внутренних рейсах, кроме тех ВС, которые были выкуплены из финансового лизинга. «Аэрофлот» выкупил таким образом восемь Airbus A330. 

В «Ростехе» ранее заявляли, что в Ту-204/214 используются российские двигатели и только отечественные комплектующие. 

«Для того чтобы ввести в эксплуатацию более 150 SSJ100, потребовалось 11 лет», – напоминает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но когда речь идет сразу о трех типах ВС, темпы поставок должны быть «ощутимо выше», указывает эксперт. По его словам, спрогнозировать сроки поставок сейчас невозможно, но этот заказ «точно будет выполнен и станет приоритетным для ОАК».

Во время подписания соглашения может быть названа каталожная стоимость самолетов: для SSJ100 она составляет $34–35 млн, для МС-21 – порядка $70 млн, но, скорее всего, в рублевом эквиваленте, продолжает он. «Аэрофлот», по мнению Пантелеева, сможет рассчитывать на существенный дисконт. «300 самолетов – серьезная сделка даже по глобальным мировым меркам. С одной стороны, отечественная авиатехника станет безальтернативной (для российского рынка из-за санкций. – «Ведомости»). С другой – каждая авиакомпания при восстановлении перевозок столкнется с дефицитом провозных емкостей. И тот, кто первый сформирует масштабный портфель заказов и обновит парк самолетов, получит возможность радикально нарастить рыночную долю», – считает эксперт.

Российские авиакомпании в январе – апреле 2022 г. перевезли на внутренних линиях более 19,8 млн человек, что на 5% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года, следует из данных Росавиации.