Российские компании готовятся делать запчасти для иностранных самолетов

Но пока в основном речь идет о выпуске деталей интерьера, кресел или кухонного оборудования
Российские компании уже получили сертификаты, позволяющие разрабатывать запчасти для иностранных самолетов Airbus и Boeing,  большинство из них говорят об импортозамещении деталей интерьера салонов, пассажирских кресел или кухонного оборудования
Российские компании уже получили сертификаты, позволяющие разрабатывать запчасти для иностранных самолетов Airbus и Boeing, большинство из них говорят об импортозамещении деталей интерьера салонов, пассажирских кресел или кухонного оборудования / Андрей Гордеев / Ведомости

Росавиация в апреле – мае выдала пяти компаниям сертификаты разработчика авиатехники в части ее модификации, сертификации второстепенных изменений и выпуска техдокументации, включая утверждение ремонтной документации и ее изменений. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к авиарегулятору, и подтвердили представители части компаний. Такой сертификат позволяет предприятиям работать с зарубежными воздушными судами (ВС). Среди получивших сертификаты – ГосНИИ гражданской авиации, S7 Technics (входит в группу S7), Уральский завод гражданской авиации, «Авиационные инженерные решения» и институт авиационного приборостроения «Навигатор». Подали заявки на сертификацию «Волга-Днепр инжиниринг», «Ютэйр-инжиниринг», «Авиагранд», «А-техникс» группы «Аэрофлот» и «Авиаинтерком», добавляет источник.

«Авиационные инженерные решения» получили сертификат на разработку и одобрение изменений типового дизайна самолетов, рассказал «Ведомостям» управляющий директор компании Тимур Джолдыбаев. Сертификат выдан Росавиацией в рамках действующих Федеральных авиационных правил, ч. 21 (ФАП-21). Эти правила регламентируют сертификацию авиатехники, организаций-разработчиков и изготовителей.

В рамках сертификата есть возможность разрабатывать модификации и схемы ремонта самолетов, включая разработку и сертификацию компонентов для ВС российского и иностранного производства, сказал Джолдыбаев. У компании есть сертификат разработчика авиатехники в соответствии с нормами EASA (Европейское агентство авиационной безопасности), но сейчас он приостановлен из-за санкций, отметил он.

«Компоненты, которые мы будем разрабатывать в рамках сертификата, могут выпускать компании, имеющие сертификат производителя компонентов авиатехники. В основном это будут предметы интерьеров ВС: запчасти для пассажирской кабины, кресел, кухонных отсеков, туалетных модулей, грузовых отсеков и проч.», – пояснил Джолдыбаев.

Есть европейская сертификация и у производителя авиационных интерьеров «Авиаинтерком». Коммерческий директор компании Алексей Кухтин подтвердил «Ведомостям» подачу заявки на сертификацию по ФАП-21, но воздержался от дальнейших комментариев.

S7 Technics получила сертификат разработчика по ФАП-21 с дополнительными полномочиями, позволяющими разрабатывать модификации компонентов и схемы ремонтов по целому спектру систем ВС, говорит представитель компании. По его словам, ранее провайдер имел аналогичный сертификат EASA Part-21, по которому разрабатывал модификации комплектующих для салонов (например, чехлов для кресел, подлокотников), компонентов для кухонь, уборных, схем внешней и внутренней маркировки и т. д. Практика разработки и производства компонентов, а также схем ремонтов достаточно широко представлена на мировом рынке и позволяет различным компаниям, кроме производителей типа, разрабатывать и изготавливать компоненты для ВС, уточнил собеседник. Порядок их изготовления сертифицируется в соответствии с процедурами, утвержденными авиавластями, поясняет он.

Подала заявку на сертификацию по требованиям ФАП-21 и «А-техникс», сказал «Ведомостям» представитель компании. Прохождение всех сертификационных мероприятий планируется до конца июня. Одобрение позволит «А-техникс» осуществлять разработку схем ремонта, а также документации для изготовления некоторых компонентов самолетов отечественного и западного производства, говорит собеседник. В частности, компания планирует получить допуск на разработку документации для производства и модификации компонентов буфетно-кухонного оборудования, пассажирского салона, кабины экипажа, изоляции, облицовки, уточнил он.

«Мы заявились на сертификат разработчика модификаций ВС, чтобы легитимно поддерживать летную годность наших самолетов и модернизировать их. И тем самым обеспечивать соответствие флота требованиям международных авиационных правил», – сказал источник в одной из инжиниринговых компаний, подавших заявки на сертификат.

«Ведомости» направили запросы в остальные компании, получившие сертификат или подавшие заявку.

Российская авиация стала одной из наиболее пострадавших отраслей из-за западных санкций после начала СВО на Украине. Санкции включают запрет на поставку российским перевозчикам самолетов и запчастей, а также на страхование и техобслуживание. До 28 марта зарубежные лизинговые компании должны были забрать у эксплуатантов из России свои ВС. В ответ правительство распорядилось возвращать самолеты только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. В результате значительная часть ВС осталась в России – на них выполняются перевозки внутри страны.

После этого правительство разрешило отечественным авиакомпаниям устанавливать на самолеты запчасти из некоторых третьих стран. Кроме того, Минпромторг задумался о возможности производства деталей для иностранных самолетов в России, чтобы своевременно ремонтировать сохраненные в РФ Boeing и Airbus. Для этого ведомство попросило авиаперевозчиков и сервисные компании предоставить данные по номенклатуре и количеству требуемых запчастей, писали «Известия».

Представитель Минпромторга переадресовал вопросы в Минтранс, где на запрос «Ведомостей» не ответили.

Сертификация дает компаниям право разрабатывать авиационные компоненты, говорит эксперт НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, это нужно, чтобы иметь возможность в будущем выпускать какие-то узлы и соединения на замену иностранным. Для данных компаний это будет первым шагом, чтобы в дальнейшем начать выпускать аналоги комплектующих для самолетов иностранного производства, а также для SSJ100, МС-21 и L-410. «Эта сертификация – признание того, что та или иная компания квалифицирована найти решение на замену оригинальным запчастям», – указывает Борисов.

Эти решения должны помочь разрешить проблему с отсутствием компонентов для техобслуживания и ремонта самолетов в условиях новой санкционной реальности, полагает он. Теперь от этих компаний будут ждать конкретных предложений по замещению импортных комплектующих, но гарантий, что подобные предложения появятся оперативно, в текущих условиях нет, констатирует эксперт.

Директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает идею производства отдельных авиакомпонентов для иностранных ВС в России целесообразной. Помимо узлов и агрегатов, которые должны прожить с самолетом большую часть его жизни, есть расходники, под которые тоже нужно оформлять документы, указывает эксперт. Например, речь может идти о фильтрах, различных прокладках и т. п. Производство таких изделий в России во внушительных объемах будет весьма рентабельным, уверен Пантелеев.